Развитие новорожденного ребенка по месяцам до года (календарь)

Рождение малыша — настоящее чудо. И первое, что он должен почувствовать, — это материнское тепло, заботу и любовь. В большинстве родильных домов новорожденного ребенка кладут на грудь матери, давая тем самым понять, что они единое целое.

С первых дней своего существования начинается развитие ребёнка. Организм малыша активно растёт, появляются незнакомые для него умения и навыки. Развитие ребёнка по месяцам будет проходить неоднозначно, ведь с появлением на свет он уже индивидуальная личность со своими особенностями и характером.

В первые три месяца кроха привыкает к окружающему миру, его организм налаживает работу всех органов, поэтому развитие ребёнка именно в этот период считается самым трудным. Многие молодые родители пользуются таблицей, с помощью которой можно проследить развитие ребёнка по месяцам.

Календарь развития ребенка по месяцам

С рождения до 1 месяца малыш очень слаб, поэтому в основном спит. Он не может держать головку, ручки и ножки находятся в поджатом состоянии, потому что мышцы ещё не развиты. Вес ребёнка 2,5 — 4,5 кг при росте 45 – 54 см. Малыш не различает цвета и звуки, так как органы, отвечающие за зрение и слух, развиваются на протяжении 90 дней.

С 1 до 2 месяц на лицо внешние изменения. Движения малыша становятся активными. Он начинает приподнимать головку и разгибать пальчики. Кроха уже узнаёт родные лица, любопытно рассматривает всё, что его окружает. Различает звуки, поэтому нужно быть осторожным, чтобы не напугать его.

С 2 до 3 месяцев ребёнок находится в активной стадии развития. Его всё больше интересуют предметы вокруг него, он проявляет умение брать и сжимать их.

Малыш стремится поднимать головку самостоятельно, лёжа на животике, и приподниматься. Рост достигает 53 – 62 см, а вес от 4 до 7 кг. В первый триместр года развитие организма крохи относительно планомерно.

Поэтому начинает нормализоваться режим сна и бодрости.

С 3 до 4 месяцев малыш адаптируется к обстановке. Развитие ребёнка в 3 месяца обусловлено его способностью активно выражать свои эмоции. Мимика крохи становится более активной.

Он живёт уже по стабильному режиму кормления, бодрости и отдыха. Мамы спокойно могут планировать свой день, ведь именно к этому времени у ребёнка начинается период относительного спокойствия.

С 4 до 5 месяцев ребёнок самостоятельно держит головку. Он может стоять на ножках, правда, с помощью поддержки под мышки. Внимательно наблюдает за движениями вокруг него.

В этот период прорезаются зубки, малыш начинает плакать, тянуть в рот всё, что попадётся под руки, и это сопровождается сильным слюноотделением.

Ребёнок общается при помощи звуков и жестов и выражает свои эмоции улыбкой и смехом.

С 5 до 6 месяцев малыш начинает сидеть в манеже или кресле, но при помощи опоры. Так же грудничок самостоятельно переворачивается со спины на животик.

Он постоянно привлекает к себе внимание активными движениями, плачем и громкими звуками. В это период развит хватательный рефлекс, ребёнок перекладывает предмет из руки в руку, кидает его и поднимает.

Мышцы развиты почти полностью, поэтому грудничок не только способен приподниматься, но и ползать.

В 5,5 месяцев развитие малыша принимает активную форму. Он спит также три раза в день примерно по 2 часа, умеет фиксировать взгляд на предмете, который ему показали.

С 6 до 7 месяцев ребёнок вырастает до 60-70 см, а вес его тела от 5,5 до 9 кг. Зубки режутся активно, малыш начинает интенсивно ползать.

Он может играть без вашего участия, главное, предоставить ребенку территорию, на которой он будет в безопасности. После первой половины года жизни его активность и интерес к окружающей обстановке увеличивается.

В это время особенно следует обратить внимание на психологическое развитие ребёнка.

С 7 до 8 месяцев ребёнок с удовольствием гуляет на улице, активно ползает и самостоятельно играет. Он различает своё имя, узнаёт родных, запоминает предметы по названию.

С 8 до 9 месяцев у малыша развита моторика пальчиков или (по-другому) пинцетный захват. Он может брать предметы, игрушки не только всей ладошкой, но и двумя, тремя пальчиками. В рационе у ребёнка появляется более разнообразное питание, но рост и вес при этом замедляются. Зато он начинает говорить некоторые слова.

С 9 до 10 месяцев малыш потихоньку встаёт и даже делает первые шаги, правда, на что-нибудь опираясь. Именно третий триместр года показывает адаптацию вашего ребёнка к окружающему миру.

Некоторые дети самостоятельно изучают новое, а другие не могут оставаться одни и требуют внимания к себе.

Малыш выражает свои требования, в это время родители должны чётко определить для него рамки запретности и дозволенности.

С 10 до 11 месяцев ребёнок ползает, преодолевая различные препятствия. Впервые старается спускаться по ступенькам. Процесс ходьбы будет постоянно развиваться, поэтому желательно пространство вокруг него обезопасить.

С 11 до 12 месяцев рацион питания малыша включает в себя компоненты, которые восполняют его энергию. Молочные продукты, каша, овощи, мясо, фрукты — все это продукты, которые помогают организму ребёнка развиваться и получать достаточно витаминов. В связи с таким прикормом нужно начинать чистить зубки.

В 1 год ребёнок практически понимает, о чём ему говорят, помнит нахождение предметов и уже знает, что ему можно, а что нельзя. В этом возрасте он в полной мере проявляет свой характер.

Такой календарь помогает родителям проследить развитие ребёнка по месяцам до года. Так как в нём прослеживаются стандарты, помогающие развивать новые умения, соответствующие возрасту малыша. С помощью выстроенного графика молодые мамы смогут придерживаться норм воспитания, видеть развитие ребёнка по месяцам, учитывать особенности развития ребёнка.

Находясь в утробе матери, малыш уже является формирующейся человеческой личностью. Поэтому отношение матери к ещё не родившемуся ребёнку, её мысли о его появлении, общение, любовь к нему — всё это влияет на развитие крохи в дальнейшем.

Многие психологи уделяют большое внимание проблемам раннего детства. Ведь в первые месяцы и годы жизни именно родители влияют на физическое, нравственное и психологическое развития ребёнка.

Особенности развития ребенка

Нужно заметить, что особенности развития ребёнка после его рождения делятся на три этапа:

  • подражание,
  • личный опыт
  • впитывание информации.

Причём впитывание информации эмбрионом происходит ещё внутри утробы матери. Научные исследования позволили выделить важные факторы, влияющие на развитие плода. Это сенсорные способности и эмоциональная связь с матерью.

Ещё до рождения в организме малыша закладываются личностные качества. На развитие личности ребёнка влияет желание матери иметь детей. Желанные дети, родившиеся естественным путём, обладают большим жизненным потенциалом, лучше адаптируются в окружающей среде, и их активность выше, чем у детей, которые испытали трудности при рождении.

Несмотря на то, что родившийся малыш ещё не умеет выражать свои эмоции, он уже развивается как личность. Вырасти добропорядочным, внимательным, высоконравственным и ответственным ему помогут только родители.

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/razvitie/razvitie-rebenka-po-mesyacam

Развитие ребенка по месяцам

Теперь, когда ваш малыш активно растет и развивается, вас начал интересовать вопрос: а каким должно быть развитие ребенка по месяцам?  Ну…, такое…, типичное, правильное развитие.  Вот о календаре развития малыша мы с вами сегодня и поговорим.

Самое главное, что вам стоит понять и запомнить — это то, что развитие каждого ребенка связано в большой степени с его личными индивидуально-психологическими способностями, природными задатками, наследственностью, заложенными еще при рождении. Однако нужно всегда помнить, что на то, каким в итоге вырастет ваш  малыш, не меньшее влияние оказывают и внешние условия. И только в правильном взаимодействии общего и индивидуального развития «получается» всесторонне развитый человек.

Сложно сказано? Тогда попроще: каждый ребенок индивидуален и очень многое в нем заложено с рождения.  А еще многое зависит от вас. Так проще? Отлично, идем дальше!

Если темпы развития вашей деточки чем-то отличаются от того, что вы у нас  прочтете — не переживайте особенно. Ведь все детишки индивидуальны, и какие-то различия просто неизбежны. Это нормально. Но какие-то общие вещи в развитии ребенка, несомненно, все-таки нужно и можно отметить.

календарь развития ребенка по месяцам

У малышей первого года жизни активно формируются двигательные способности, слуховые и зрительные реакции, у всех нормально развивающихся деток начинают появляться признаки эмоций и узнавания. После шести месяцев многие познают радость сидения, к восьми-девяти месяцам малыши осваивают технику вставания, а к году начинает познаваться прелесть ходьбы.

Первый год жизни деточки несет в себе установку на познавание окружающего мира на уровне ощущений, рефлексов, движений. Возможность двигать ручками и ножками, захватывать и удерживать, ощупывать и рассматривать — игрушки полностью овладевают вниманием маленького человечка, а затем упор начинает делаться на общение: познаются тона разговора, настроение взрослых, их вид.

Читайте также:  Зеленый чай при грудном вскармливании: можно ли пить кормящей маме

Правильно делают те родители, которые сразу с первых минут жизни ребенка, постоянно с ним разговаривают, рассказывают простые сказки и незамысловатые детские стихи, поют песенки, сопровождая ими прогулки, процесс переодевания, гигиенических и других действий.

Доказано, что первые (сначала неясные) звуки дети начинают сами воспроизводить уже в два месяца от роду, а затем совершенствуют их: гуление переходит в гортанные звуки, затем появляются первые слоги с эмоциональной окраской, а потом к всеобщей радости родных дети произносят слова и начинают разговаривать.

Некоторые дети начинают говорить в год, другие осваивают речь в два, в каких-то случаях и в три года (что встречается не так часто).

Однако, как показывает практика, если ребенок развивается по мнению специалистов правильно и без отклонений, и если родители регулярно с ним занимаются: читают стихи для детей, рассказывают сказки, проводят физические занятия, развивают моторику, делают массаж, много гуляют на свежем воздухе, т.е.

уделяют много времени малышу, а не идут по пути наименьшего сопротивления — переложил кроху в манеж, включил музыкальную игрушку — и можно заниматься своими делами, главное, что ребенок накормлен и не плачет.

Самый интенсивный период в развитие детей — первые два-три года. Если их упустить, потом придется с большим трудом наверстывать упущенное. Недаром в народе существует поговорка о том, что самое трудное в жизни — это ждать и догонять, которая полностью верна и в вопросе воспитания маленьких детей.

Поэтому старайтесь все-таки как-то соблюдать календарь развития ребенка по месяцам. Это поможет вашей деточке легче адаптироваться в окружающем мире.

Ну а теперь вы можете более подробно изучить весь календарь развития ребенка по месяцам. Ведь на нашем сайте много статей, рассказывающиъ об особенностях развития ребенка в каждом месяце. Читайте!

Источник: http://detochki-doma.ru/razvitie-detey-po-mesyatsam/

Календарь — таблицы психомоторного развития ребенка первого года жизни

Значительное отставание возраста появления определенных умений и навыков — обусловливает необходимость консультации врача.  Мюнхенская система диагностики физического и психического развития ребенка до года поможет Вам оценить по 8 критериям психомоторное развитие Вашего малыша. 

Что может беспокоить в поведении ребенка до 4 месяцев жизни ? 

  • проблемы с кормлением (не может сосать грудь, соску бутылочки);
  • малая подвижность;
  • дрожание рук, ног или подбородка;
  • постоянно держит голову на одну сторону;
  • выгибание ребенка, а также частое запрокидывание головы;
  • асимметрия в моторном развитии, например, двигает только одной ножкой или ручкой;
  • сильно стискивает ладонь в кулачок после второго месяца жизни;
  • гиперактивность и повышенная чувствительность к изменениям температуры или шума (ребенок весь напрягается).

Что может беспокоить в поведении ребенка после 4 месяцев жизни ? 

  • не выдерживает положение на животе — плачет, не в состоянии поддерживать себя на руках, испытывает трудности с поднятием головы;
  • стоит в вертикальном положении на вытянутых пальцах (как балерина), перекрещивает ноги, выпрямленные в коленях;
  • плотно сжимает ладони, прячет большой палец в кулаки;
  • когда его подтягивают за ручки, чтобы помочь сесть, голова «не успевает за телом», ребенок не удерживает голову.

Конечно, недостаточно наблюдать один из этих симптомов, чтобы определить, что ребенок болеет. Диагноз может быть поставлен только врачом.

Примитивные, базовые  неонатальные рефлексы у новорожденного

  • Таблица развития ребенка 1-го месяца жизни
  • Фото детей 1-го месяца жизни 
  • Видео: Первый месяц жизни: сон, уход, развитие, кормление и частота стула, купание, рефлексы, транзиторные состояния
  • Таблица развития ребенка 2-го месяца жизни
  • Фото детей 2-го месяца жизни 
  • Таблица развития ребенка 3-го месяца жизни
  • Фото детей 3-го месяца жизни 
  • Таблица развития ребенка 4-го месяца жизни
  • Фото детей 4-го месяца жизни 
  • Таблица развития ребенка 5-го месяца жизни
  • Фото детей 5-го месяца жизни 
  • Таблица развития ребенка 6-го месяца жизни
  • Фото детей 6-го месяца жизни 

Видео: Первый прикорм ребенка. Как вводить прикорм ? Советы, правила, сроки.

  1. Таблица развития ребенка 7-го месяца жизни
  2. Фото детей 7-го месяца жизни 
  3. Таблица развития ребенка 8-го месяца жизни
  4. Фото детей 8-го месяца жизни
  5. Таблица развития ребенка 9-го месяца жизни
  6. Фото детей 9-го месяца жизни
  7. Таблица развития ребенка 10-го месяца жизни
  8. Фото детей 10-го месяца жизни 
  9. Таблица развития ребенка 11-го месяца жизни
  10. Фото детей 11-го месяца жизни
  11. Таблица развития ребенка 12-го месяца жизни
  12. Фото детей 12-го месяца жизни 
  13. Мюнхенская система диагностики развития ребенка — 1 год жизни:
  1. Ползанье (развитие умения ползать)
  2. Умение сидеть (развитие умения сидеть)
  3. Ходьба (развитие умения стоять и ходить)
  4. Удерживание (развитие умения брать руками и мануальных функций)
  5. Восприятие (развитие чувственного восприятия и понимания навыков)
  6. Речь (развитие произнесения звуков, разговорной речи)
  7. Понимание речи (развитие понимания речи)
  8. Социальное поведение (развитие социальных, общественных контактов).

Видео: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

 

Таблица психомоторного развитие ребенка в первый год жизни

  • Оценка развития ребенка в 6 месяцев 
  • Оценка развития ребенка в 9 месяцев с неврологическими нарушением моторики
  • Профиль развития ребенка в 11 месяцев с комплексом депривации
  • Профиль развития младенца в 11 месяцев с задержкой в психичичком развитии
  • Пускай Ваши дети будут здоровы !

Источник: https://nyankovskyy.com/news/ru/novorozhdennyy-rebenok-psihomotornoe-razvitie-kalendar-razvitiya-mladenca-pervyy-god-zhizni

Развитие ребенка по месяцам до года: нормы для мальчиков и девочек

За первые 12 месяцев маленький человек проходит огромный путь развития: ни в один из последующих жизненных этапов он не приобретет столько навыков за такой короткий срок. Поэтому родители уделяют своему чаду такое пристальное внимание. Как же происходит развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам?

Для чего нужны нормы?

Примерные нормативы правильного развития ребенка по месяцам существуют, прежде всего, именно для того, чтобы родители могли вовремя обнаружить и устранить возникающие проблемы. Часто бывает достаточно просто больше заниматься с крохой, но иногда отставание свидетельствует о существующих отклонениях, требующих коррекции специалистов.

Так, в физическом плане обращают внимание на прибавку веса и роста, возникновение основных двигательных навыков к определенному возрасту (переворачивание, сидение, ползание, вставание, ходьба, навыки хватания и манипуляции с предметами). Речь должна пройти стадии гуления, лепета, автономной речи с использованием всевозможных звукоподражаний. Умственное развитие предполагает прогресс логического мышления, памяти, внимания и т. д.

Отметим, что приводимые во всевозможных таблицах нормы – всего лишь примерные ориентиры, с которыми можно соотносить индивидуальное развитие ребенка. Многое будет зависеть от течения беременности и родов, веса и срока гестации при рождении, особенностей темперамента малыша, отсутствия осложнений, наследственности.

Сопоставляя развитие своего чада с нормативами, сравнивайте и развитие его самого на более раннем этапе. Если в каком-то возрасте он не овладел нужным навыком, но освоил его к следующему месяцу, беспокоиться не стоит. Если же из месяца в месяц кроха отстает (особенно в какой-то одной сфере: речь, координация, зрение) – лучше посетить педиатра.

От месяца к году

Приведенные ниже данные помогут родителям ориентироваться в развитии их ребенка по месяцам. При этом они могут завести свой календарь развития, в который будут заносить основные достижения ребенка.

Это позволит врачам при необходимости точнее оценить картину.

Да и для самой семьи он может стать настоящей ценностью, к которой будет интересно обращаться время от времени, чтобы вспомнить, каким был кроха, когда и чему учился.

Самый сложный – из-за адаптации к новым условиям. Новорожденный ребенок учится дышать, принимать и переваривать пищу, находиться вне маминого животика, привыкать к своему телу «на свободе». Ребенок спит большую часть суток, кушает примерно каждые 2–3 часа.

На этом месяце все движения крохи рефлекторны и хаотичны. У него наблюдаются сосательный рефлекс, поисковый, хватательный, плавательный, шаговый и некоторые другие. За этот месяц кроха вырастает примерно на 3 см и прибавляет 600 – 700 г.

Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на яркой игрушке (различает красный цвет), следить за ней, если она движется медленно. Поворачивает головку на появившийся звук, при резком звуке реагирует вздрагиванием. Узнает мамин запах, голос.

Может непродолжительное время удерживать головку, лежа на животике.

В месяц можно наблюдать первую, пока еще рефлекторную, улыбку младенца. Плач – пока единственный способ коммуникации, которым кроха сигнализирует о дискомфорте, недуге, голоде, нехватке внимания. К концу месяца у малыша появляются протяжные гласные звуки.

В этом месяце начинает проявляться комплекс оживления: малыш реагирует движениями ручек и ножек, улыбкой, активными звуками на появление взрослого. Он уже может более уверенно следить за предметами, точно поворачивает головку на звук, сосредотачивается на мамином лице. Недолго удерживает головку не только лежа на животике, но и в вертикальном положении.

Читайте также:  Физраствор для промывания носа новорожденному и детям до года

Бодрствует после каждого сна до 20 минут. Может найти и пососать кулачок. Если разжать пальчики и вложить в них небольшой предмет, малыш постарается его удерживать. Теперь он активнее гулит (возможны сочетания гласных с согласными: агу, ба, ага, бу). У грудничка пока нет ощущения дня и ночи, поэтому он может их перепутать.

За эти 30 дней он подрастает еще примерно на 3 см и набирает от 650 г до 1 кг.

В этом возрасте дети обычно уже уверенно держат голову. Могут фокусировать взгляд на ярком предмете даже в вертикальном положении. Учатся или уже умеют поворачиваться на бочок. Узнают близких, встречают их улыбкой, могут смеяться. Активно гулят, используя слоговые сочетания. Сосредотачиваются на звуках.

Тянут ручки к игрушкам, пытаются схватить их, ударить по ним. При поддержке подмышки трехмесячный карапуз пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности. Может трогать свои ножки, лицо. Лежа на животике, опирается на предплечья. Движения становятся более произвольными на фоне угасания рефлексов.

Ребенок снова подрастает на 3–3,5 см, набирает 700–800 г.

Физическое развитие характеризуется угасанием большинства рефлексов, проходит гипертонус новорожденных. Малыш может перевернуться на животик, пытается приподняться и сесть из положения лежа.

Умеет громко смеяться, поворачивает голову, отыскивая источник звука, узнает своих и чужих. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку, ощупать ее, пососать, постучать ею, бросить.

Хорошо фиксирует взгляд на предмете и уверенно следит за ним даже при быстром перемещении. Рассматривает себя в зеркале. Прислушивается к звукам музыки, понимает, когда называют его имя. При кормлении придерживает ручками грудь мамы или бутылку.

Некоторые малыши могут ползать на животике. Речь переходит на этап лепета с чередованием слоговых цепочек. Ребенок подрастает еще примерно на 2–2,5 см, набирает 650–750 г.

В норме к этому моменту малыш умеет переворачиваться на животик. Некоторые детки могут немного посидеть с опорой. Но высаживать их пока рано. У мальчиков это чревато искривлением позвоночника, у девочек – неправильным формированием половых органов.

Сейчас кроха уверенно отличает родных и чужих людей (последних может пугаться), распознает интонации говорящих. Может стоять, если его поддерживать подмышки, а лежа на животе, опирается на прямые ручки, подтягивает к себе игрушки, стучит ими, тянет в ротик.

Малыш нуждается в постоянном общении со взрослыми, призывает их к этому активным гулением, улыбками. С интересом рассматривает лица на фото. Рост и вес изменяются так же, как в предыдущем месяце.

В это время кроха улучшает свои физические навыки: учится вставать на четвереньки, наклоняться и поворачиваться в стороны, может недолго посидеть без опоры, пытается садиться самостоятельно.

Переворачивается с живота на спину, подползает к заинтересовавшим предметам по-пластунски, перекладывает игрушки в ручках, изучает их, поднимает, если они упали. Может пить из чашки, кушать из ложечки в руках взрослых.

Малыш становится очень эмоциональным, бурно выражает как радость, так и недовольство. Любит играть в «ладушки» или «ку-ку». Кроха внимательно прислушивается к речи взрослых, старается ей подражать, копирует интонации, осваивает новые согласные.

Сейчас ребенок начинает осознавать первые простейшие причинно-следственные связи (если толкнуть игрушку – она свалится, нажать на кнопку – будет звук).

Сейчас кроха становится настоящим непоседой. Он уже может долго сидеть с ровной спинкой, перекатываться со спины на бок и даже на животик, вставать по опоре, некоторые детки (мальчики – реже, чем девочки) умеют ползать, часто – назад. При поддержке малыш уверенно переступает.

Может точно найти и показать предмет в ответ на вопрос «где?», изучает действия с предметами: что будет, если постучать игрушками друг о друга, потрясти, бросить их на пол или об стену? Изучает свое тело, ощупывая, облизывая. Интересуется картинками в книжках, листая их. Захватывает игрушки более-уверенно. Может показать некоторые части своего тела.

Долго и активно лепечет нараспев, меняя интонации. В речи появляются первые подражания («ав-ав», «ам-ам»). Приходит в восторг от «ладушек», «сороки-вороны».

Кроха уже самостоятельно садится и сидит, встает по опоре и переступает приставным шагом вдоль нее. Подолгу возится с игрушками, соотнося действие с его предназначением (надевает кольца на пирамидку, накрывает баночки крышечками). Узнает маму и папу по фото.

Выполняет простые просьбы (дай, покажи, подними, помаши ручкой). Речь пока остается лепетной, арсенал воспроизводимых звукосочетаний постоянно растет, могут появиться первые слова (мама, на, дай).

Кроха активно реагирует на музыку: пританцовывает, хлопает в ладоши, радуется.

Двигательные навыки ребенка совершенствуются. Он может сесть из лежачего положения, встать из сидячего, развернуться при ползании. Любит ходить при поддержке за ручки. Совершенствуется моторика: кроха берет мелкие предметы, может рвать бумагу, разминать пластилин, пробует есть ложкой. Выполняет простые просьбы: покажи, дай, ложись.

Совершенствуется память крохи: он отзывается на свое имя, помнит, куда нужно класть игрушки, запоминает названия разных предметов, показывает их. Малыш любит общаться, копируя мимику взрослых, пытаясь повторять слова за ними. Начинает формироваться «автономная речь», понятная только ребенку и маме.

Прибавки в весе могут стать меньше из-за возросшей активности (меньше 600 г).

Ребенок становится все более активным: может залезать на диван, стул и слезать с них, может какое-то время стоять без опоры, сесть из положения стоя, любит пританцовывать в такт музыке. Может брать предметы одной рукой, удерживать в ней по несколько небольших предметов.

Воспроизводит последовательные действия, понимая, что нужно делать с игрушками: собирает матрешки, вкладыши, пирамидки, может построить башенку из 2–3 кубиков, толкает неваляшку, катает машинку. Понимает, что игрушку можно толкнуть не только рукой, но и другой игрушкой, палочкой. Любит повторять простые действия за взрослыми. Понимает значение слова «нельзя».

Возможно, малыш именно сейчас скажет свои первые слова (папа, баба, мама). Прибавка в росте составляет около 1 см, в весе – до 400 г.

На пороге первого дня рождения ребенок может сделать несколько самостоятельных шагов. Он постоянно в движении: ползает, встает, садится, ложится, передвигается по опоре. Он уже научился брать мелкие предметы двумя пальчиками, стремится к самостоятельности: умеет (или учится) есть ложкой, пытается натягивать носочки.

Кроха очень эмоционален: бурно реагирует на новую игрушку, незнакомых людей, похвалу и порицание. Четко говорит «мама», «папа», много лепечет (продолжает развиваться автономная речь), подключает к общению жесты, мимику. Может кивнуть или покачать головой («да», «нет»), показать части тела на себе и игрушках.

Понимает первые обобщения (куклы, кубики, мячики).

Ребенок совершенствует все приобретенные навыки: может встать, сидя на корточках, наклониться или присесть, чтобы поднять игрушку, начинает самостоятельно ходить, перешагивать через препятствия и «покорять» ступеньки. Знает, как пользоваться бытовыми предметами (веником, молотком, полотенцем).

Осваивает навыки самообслуживания: учится пользоваться зубной щеткой, расческой, умываться, надевать вещи. Может собирать и разбирать пирамидки, вкладыши, сортеры, башни из кубиков. Понимает, что можно освободить руку, взяв предмет из нее подмышку или в ротик. Начинает «заботиться» об игрушках (кормить, качать, укладывать).

Малыш произносит около 10–15 слов, понимает примерно 100. Понимает все, что ему говорят, о чем просят.

В тандеме с родителями

Вот такой большой путь проходит малыш с рождения до 1 года. Многое на этом пути будет зависеть от родителей. Их задача – обеспечивать крохе не только полноценные сон, отдых, питание и уход, но и помогать в развитии: укреплять физически, окружать общением, развивать речь, моторику, мышление, эмоции своего чада.

  1. Погремушка с месячного возраста поможет малышу развивать слух, фокусировать зрение, воспринимать яркие цвета. Ребенок чуть старше с ее помощью научится хватать, стучать, бросать, перекладывать, тянуться и ползти.
  2. Укрепляющая гимнастика с 3–4 месяцев способствует развитию и силе мышц, нужных для сидения, формирования осанки, ползания, ходьбы.
  3. Пальчиковые игры, упражнения с маленькими предметами помогают совершенствовать мелкую моторику (а это полезно и для речевых навыков). Начинать их можно, когда кроха научится брать мелкие предметы и детали (в 8–9 месяцев). Можно мять пластилин, рисовать пальчиками, перебирать крупы, трогать всевозможные предметы из разных материалов. О пальчиковой гимнастике можно прочитать здесь.

Развитию мышления помогают собирание матрешек, пирамидок, пазлов, игры со вкладышами и сортерами. Тренировать память можно, рассказывая крохе, где что находится, и просить его затем показать конкретные предметы.

Речевой аппарат хорошо тренируется при помощи артикуляционной гимнастики (простейшая – звукоподражания животным, звукам природы, домашним приборам).

Все эти навыки будут развиваться своевременно, если ребенок постоянно окружен вниманием родителей: совместные игры, постоянное комментирование всего, что происходит, их просьбы показать, подать, принести, повторить и главное – их похвала – способны творить чудеса. Малыш будет всему учиться, подражая взрослым. Важно, чтобы пример был правильным.

Читайте также:  Капли аквамарис для новорожденных: инструкция и когда их можно давать

Текст

Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/po-mesyatsam-do-goda

Развитие ребенка по месяцам до года: таблица, фото, советы Комаровского

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка —  вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше.

В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать.

Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне.

Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают.

С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки,  и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Рекомендуем к прочтению:

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается  встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за  ручки.

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

Могу пить сам – но не буду

9 месяцев

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

Хватит занятий – давайте праздновать

Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

Подробное видео по каждому месяцу до года

Источник: http://rearchildren.ru/doshkolnik/do-goda/vospitanie-po-mesjacam/

Ссылка на основную публикацию