Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.
Нормы развития детей по месяцам до года
В 1 месяц
- Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
- Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
- Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
- Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
- Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее
Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца
- Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
- Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
- Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
- Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие
В 3 месяца
- Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
- Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
- Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
- Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему
В 4 месяца
- При нормальном развитии ребенка иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
- Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
- Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
- Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие
Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев
- Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
- Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
- Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
- Громко смеется, подолгу гулит
- Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
- Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
- Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
- При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
- Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие
В 7 месяцев
- Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
- При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
- В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
- Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
- Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует
В 8 месяцев
- Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
- Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
- Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
- Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»
Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев
- Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
- Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
- Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
- Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
- Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя
В 10 месяцев
- Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
- Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
- Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
- Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку
Нормы развития ребенка в 11 месяцев
- Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
- Появляются первые обобщения – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
- Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
- Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
- Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу
Развитие детей к 12 месяцам
- Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
- Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
- Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
- Знает и произносит 5-10 простых слов
Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка.
Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже.
Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.
В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.
Источник: https://medblog.by/medicina-obshhie-voprosy/nervno-psixicheskoe-razvitie-detej-do-goda/
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Таблица 1. От нуля до шести месяцев
|
Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев
|
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.
Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения.
И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. |
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.
По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.
Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.
С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! |
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).
На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.
Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.
Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.
Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором. |
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша!
Источник: http://ymama.ru/journal/4/73
Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае — не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев.
Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным.
Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
- Зрительные ориентировочные реакции:
- удерживает в поле зрения движущийся предмет.
- Слуховые ориентировочные реакции:
- вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
- Зрительные ориентировочные реакции:
- удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
- Слуховые ориентировочные реакции:
- плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
- Зрительные ориентировочные реакции:
- отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
- Слуховые ориентировочные реакции:
- появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
- Эмоции и социальное поведение:
- вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
- Движения общие:
- лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
- Активная речь:
- издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
- Зрительные ориентировочные реакции:
- появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
- Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
- Слуховые ориентировочные реакции:
- Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
- Эмоции и социальное поведение:
- быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
- Движения общие:
- лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
- удерживает всей кистью вложенную погремушку.
- Активная речь:
- повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
- Зри тельные ориентировочные реакции:
- зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
- Эмоции и социальное поведение:
- отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
- Движения руки и действия с предметами:
- случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
- Движения общие:
- лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
- Зрительные ориентировочные реакции:
- узнает маму или близкого человека (радуется).
- Слуховые ориентировочные реакции:
- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
- Эмоции и социальное поведение:
- во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
- Движения руки и действия с предметами:
- рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
- Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
- Речь активная:
- гулит.
- Навыки и умения:
- во время кормления придерживает руками грудь
- матери или бутылочку.
5 месяцев
- Зрительные ориентировочные реакции:
- отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
- Слуховые ориентировочные реакции:
- узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
- Эмоции и социальное поведение:
- радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
- Движения руки и действия с предметами:
- берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
- Движения общие:
- долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
- Речь активная:
- подолгу певуче гулит.
- Навыки и умения:
- ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
- Эмоции и социальное поведение:
- по разному реагирует на свое и чужое.
- Движения руки и действия с предметами:
- уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
- Движения общие:
- переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
- Речь активная:
- произносит отдельные слоги (начало лепета).
- Навыки и умения:
- хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
- небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
- Движения руки и действия с предметами:
- игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
- Движения общие:
- хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
- Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
- Речь активная:
- подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
- Навыки и умения:
- пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
- Эмоции и социальное поведение:
- смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
- Движения руки и действия с предметами:
- игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
- Движения общие:
- сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
- Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
- Речь активная:
- громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
- Навыки и умения:
- ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
- Слуховые ориентировочные реакции:
- совершает плясовые движения под музыку.
- Эмоции и социальное поведение:
- догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
- Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
- Движения общие:
- переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
- Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
- Речь активная:
- подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
- Навыки и умения:
- хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
- Эмоции и социальное поведение:
- действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
- Движения руки и действия с предметами:
- самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
- Движения общие:
- идет вперед с поддержкой за обе руки.
- Понимание речи:
- по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
- Речь активная:
- подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
- Эмоции и социальное поведение:
- избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
- Движения руки и действия с предметами:
- овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
- Движения общие:
- стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
- Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
- Зрительные ориентировочные реакции:
- различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
- Эмоции и социальное поведение:
- ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
- Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
- Движения общие:
- ходит самостоятельно (без опоры).
- Понимание речи:
- понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
- Речь активная:
- подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
- Навыки и умения:
- самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/normy-razvitiya-rebenka-do-goda/116-otsenka-nervno-psikhicheskogo-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam-jp
Развитие ребёнка до года: физические и нервно-психические аспекты
Статья посвящена основным критериям развития младенца с рождения до года и дает общее представление о физическом и нервно-психическом развитии ребёнка в этот период. Помимо общей информации о первых месяцах жизни человека приводятся возрастные нормы освоения тех или иных ключевых навыков.
Развитие человека – удивительный и сложный процесс. В первый год жизни ребёнок овладевает огромным объемом знаний и умений, а в его физическом развитии происходят колоссальные изменения.
Для родителей этот год, когда приходится полностью перестраивать свой образ жизни, – настоящее испытание. Поэтому ещё до родов стоит получить необходимую информацию: читать соответствующие книги и статьи, смотреть видео о развитии ребёнка до года.
Наличие врожденных рефлексов — залог того, что нервно-психическое развитие ребёнка до года будет происходить правильно.
Отсутствие рефлекторных способов взаимодействия с миром у младенца – повод немедленно обратиться к врачу!
Основными рефлексами считаются хватательный, плавательный, сосательный, поисковый и рефлекс ходьбы. Малыш также реагирует на громкие звуки, моргает, чихает и зевает.
Этапы развития ребёнка
Условно выделяют несколько основных этапов развития ребёнка в первый год жизни.
I. Адаптационный этап (1-3 месяца).
Малыш приспосабливается к жизни в мире и учится адекватно воспринимать всё, что его окружает. Он реагирует на звуки, прикосновения, появление взрослых. С 2-х месяцев начинает сознательно использовать плач, чтобы позвать родителей.
II. Этап первых экспериментов (4-6 месяцев).
У ребёнка исчезают врождённые рефлексы и формируются первые «взрослые» навыки. Начинается активное интеллектуальное развитие: малыш сознательно и целенаправленно знакомится с окружающим миром, экспериментирует. В этот период восприятие ребёнком мира приближается к взрослому.
III. Подвижный этап (7-9 месяцев).
Ребёнок активно осваивает новые способы передвижения, одновременно расширяя свой кругозор. Он уверенно сидит, начинает ползать, делает первые попытки ходить. В этот период малыша нельзя оставлять без присмотра. К концу периода ребёнок начинает чётко различать предметы и учится думать.
IV. Самостоятельный этап (10-12 месяцев).
Ребёнок начинает ходить и произносит первые сознательные слова, учится устанавливать причинно-следственные связи, активно повторяет действия родителей, делает выводы. Интерес к окружающему миру возрастает одновременно с адаптацией к внешним воздействиям.
Детские нормативы
Физическое и психологическое развитие ребёнка до года имеет свои критерии. Объективными показателями являются увеличение роста, веса, окружности головы и появление зубов.
В норме физическое развитие ребёнка по месяцам выглядит так.
Ребёнок вырастает на 3 см в первые четыре недели, на 2,5 см в месяц в последующие два месяца жизни, на 2 см – в пять-восемь месяцев и на 1,5 см – до года. Вес в первый месяц увеличивается на 600 г, на 2-3 месяц – на 800 г в месяц, а затем норма прироста уменьшается каждый месяц на 50 г: от 750 г на 4-й месяц до 350 г по истечению 12 месяца.
Первые зубы прорезаются в пять-шесть месяцев, к девяти месяцам обычно вырастает 4-6 зубов, а в год малыш может похвастаться уже 6-8. Размер головы увеличивается на 5 см в первый месяц, на 2 см в месяц в возрасте трёх-четырех месяцев, на 1 см с четвертого по седьмой месяцы и на 0,5 см с восьми месяцев до года.
Если ребёнок не соответствует этим критериям, тревогу бить рано.
Процесс развития человека индивидуален и часто передаётся по наследству!
Если появились какие-либо проблемы и родителей беспокоит физическое развитие ребёнка до года, стоит проконсультироваться у педиатра, но не более того.
Развитие интеллекта
Нервно-психическое развитие ребёнка до года определяют по следующим критериям: развитие моторики, речи и эмоционального интеллекта.
Крупная моторика связана с ориентацией в пространстве и умением владеть собственным телом. Сюда относится умение держать голову, навык переворачивания, первые попытки сидеть, ползать и ходить.
Мелкая моторика отвечает за координацию взгляда и движения рук, умение хватать и удерживать предмет. Проблемы с освоением этих навыков могут иметь последствия в будущем.
Мелкая моторика ребёнка – тот аспект, на который родители обязаны обращать особое внимание!
К развитию речи относится не только произнесение звуков, но и умение воспринимать разговор, реагировать на беседу. Это плач (который до определённого момента служит ребёнку единственным способом общения с родителями), понимание чужой речи, произнесение звуков, слогов, бессознательное повторение слов и, наконец, умение говорить.
Очень важным показателем развития является эмоциональный (или аффективный) интеллект. Это умение адекватно реагировать на действия людей: улыбкой, смехом, плачем; навык распознавания своих и чужих, первые попытки взаимодействовать с окружающими. Именно эмоциональный интеллект отвечает за развитие эмпатии.
Для удобства восприятия ниже приведена таблица нервно-психического развития детей, иллюстрирующая возрастные нормы освоения некоторых навыков.
Психология развития ребёнка до года гораздо сложнее поддаётся объективной фиксации. Не умеющий говорить малыш пока не способен чётко осознавать свои эмоции.
В первые месяцы жизни плач свидетельствует только о физическом дискомфорте, который испытывает ребёнок: голод, грязный подгузник, плохое самочувствие.
Младенец не умеет капризничать!
Становясь старше, малыш начинает реагировать на состояние психологического дискомфорта. Ребёнок капризничает по объективным причинам: когда устал, чувствует потребность в безопасности, сталкивается с непреодолимыми препятствиями (к которым относятся и родительские «нет» и «нельзя»). Не стоит ждать от малыша следования социальным нормам: пока ему незнакомо представление о стыде и стеснении.
Правильное развитие новорожденного должно сопровождаться грамотным уходом за ним. Об этом подробно рассказано в этой статье. Также родителям следует уделять особое внимание здоровью ребенка, об особенностях которого можно узнать из этой публикации.
Источник: http://malyshochek.ru/malishi-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda
Таблицы по педиатрии — файл 2-НПР.doc
Таблицы по педиатриискачать (3208.6 kb.)Реклама MarketGid: кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
^
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие | ^ с предметами | Движения | Навыки | |
понимание речи | активная речь | |||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень | Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) | Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдательные действия | Перешагивает через препятствие приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот', «скамейки», «дома» | Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2 года | Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
^
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Сюжетная игра | Навыки | Движения | ||
Грамматика | Вопросы | Восприятие цвета | В одевании | В кормлении | |||
2 года – 2 г. 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | «где?», «куда?» | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см |
2 года 7 мес – 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | «когда?» «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
^
НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития | Соответствует норме | С отклонениями |
4 г о д а | ||
I. Мышление и речь.^ | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
^ Специальные Задания | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т | ||
1.Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и память. Специальные задания. | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Источник: https://gendocs.ru/v11629/?cc=2