Ребенок в год не говорит, этапы развития речи

2014-10-23

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано.

Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи.

Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка.

Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук.

Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки.

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете.

«А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д.

Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.

к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички»

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами.

Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги.

За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

***

Дует пастушок в дуду –

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

***

Гуси, гуси, га-га-га,

Есть хотите? Да-да-да

***

Мы приехали сюда!

Да-да-да! Да-да-да! (задорно)

Отворяйте ворота!

Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)

На лошадках я и ты!

Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)

На лошадках мы скакали

И немножечко устали. (устало)

Скоро ль будет угощенье?

Молоко, кефир, печенье?

У-у-у? О-о-о? (вопросительно)

Ели-ели угощенье,

Выражаем восхищенье:

М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки.

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки».

 В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2″, в них вы найдете много развивающих игр.

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
  • ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
  • СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ
  • Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-razvivaem-rech-uzhe-do-goda.html

Во сколько дети начинают говорить, и можно ли ускорить этот процесс?

Первые слова ребенка – самый ожидаемый и радостный момент с рождения малыша. Многие близкие люди и родственники ждут с нетерпением момент, когда малыш скажет свое первое слово и, не дождавшись, бегут к врачу с вопросом: «Что не так с моим ребенком?». Врачи и логопеды утверждают, что поводов для беспокойства нет. Развитие речи происходит поэтапно и строго индивидуально, не стоит паниковать, если ребенок в год не сказал свое первое заветное слово.

Особенности развития речи детей

Развитие речи у детей в начале жизни происходит с помощью фонематического слуха и физического. В этот период жизни, ребенок проходит стадии активного развития мозга, слуха и органов речи. Мозг учится воспринимать части тела как одну подвластную ему систему.

Ребенок изучает близких людей с помощью визуального контакта и осязания. Он учится выстраивать ассоциативные связи и начинает произносить первые отдельные звуки.

Качество произношения зависит от подвижности органов речевого аппарата ребенка, который в 1 год жизни начинает активно функционировать.

Этапы развития речи

Первое слово ребенок говорит тогда, когда его мозг проходит этапы формирования речевого аппарата и обретает способность выстраивать звуки правильно. Первый год является очень сложным в жизни ребенка.

Кроха попадает в большой мир, полный различных звуков, ощущений и запахов.

Постепенно в мозгу ребенка выстраиваются ассоциативные последовательности, которые позволяют ему понимать, что происходит и как на это стоит реагировать.

Существует 2 больших этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление словарного запаса. С рождения ребенок слушает речь родителей и близких людей. Постепенно он запоминает звуки и учится понимать их значения. У него вырабатывают те или иные реакция на слова и эмоции близких. Все эти накопленные знания откладываются в памяти, и пока ребенок не может в точности воспроизводить желаемые звуки, он просто их запоминает.
  2. Активное накопление. В этот этап речевой аппарат уже готов воспроизводить звуки, и ребенок активно начинает повторять их и пытаться формировать слова. Постепенно ему удается выстраивать звуки в слова, а после – в предложения.

Во сколько дети начинают говорить, и как развивается их речевой аппарат, точно сказать невозможно. Это настолько индивидуальный процесс, что пытаться вписать своего малыша в рамки бессмысленно. Пассивное накопление слов начинается с рождения, процесс запускается сразу и к активному этапу он обязательно подойдет, в самое подходящее для этого время.

Что влияет на развитие речи ребенка?

На вопрос, когда дети начинают говорить, не ответить точно, потому что у каждого ребенка этот процесс индивидуальный.

В среднем девочки развиваются быстрее и произносят первые слова в 11-12 месяцев, а мальчики отстают от девочек на 3-4 месяца.

Читайте также:  Гемолитическая болезнь новорожденных: лечение, что это такое и симптомы

Важно понимать, что организация развития речевого аппарата зависит от нервной системы ребенка, от среды в которой находится малыш, и от физического развития. Все эти факторы могут стимулировать речь, либо тормозят ее формирование.

Во сколько дети начинают говорить, какие факторы влияют на развитие речевого аппарата:

  1. Слуховое внимание. В 1 год жизни необходимо максимально сфокусировать внимание на развитии фонематического и музыкального слуха. С момента гуления необходимо постоянно включать ребенку музыку, чтобы он учился определять направление звука, чувствовал ритм и такт. Это позволит дать толчок к развитию речевого аппарата. В это время ребенок очень чувствителен к речи близких взрослых, он улавливает интонации, понимает, когда его хвалят, а когда тон становится строгим. Важно четко выговаривать слова и звуки и следить за скоростью и ритмом речи.
  2. Интеллектуальный рост. Скорость развития речевого аппарата у детей тесно связана с интеллектуальным развитием. Дети часто делают ошибки в словах, и родители спешат их исправить и сделать замечание, но это в корне неправильно. Необходимо дать ребенку время на размышление, и тогда он сам догадается, где сделал ошибку, сможет ее исправить.
  3. Моторное развитие. Чтобы речевой аппарат ребенка развивался активно и вовремя, необходимо играть с крохой в игры, которые заставляют задействовать все органы чувств. Помимо прочего, необходимо развивать мускулатуру и мелкую моторику. Не менее полезным будет развитие лицевых мышц. Для своевременного развития речевого аппарата необходимо систематически заниматься с ребенком, и тогда никакие задержки речи не грозят.
  4. Эмоциональное развитие. Речевой аппарат так же тесно связан с эмоциональной составляющей. Дети ловят эмоции взрослых и понимают, как себя вести в разных ситуациях. Малыши, которые чувствуют себя защищенными, ценными и значимыми, начинают говорить гораздо раньше. Детям, постоянно подвергающимся стрессам, огорчениям и болезням, гораздо сложнее начать говорить. Проблемы могут наступить и из-за смены привычного места жительства или потери близкого, который был в тесном контакте с ребенком. Тогда малыш чувствует, что мир вокруг него перестал быть уютным и безопасным, и в знак протеста перестает говорить.
  5. Общение. Главным фактором является общение. Ребенок наблюдает за взрослыми, за их манерой общения и старается подражать родителям, заводя «светские беседы» с другом в песочнице. Чем больше родители занимаются с ребенком, чем больше логических игр задействовано и чем больше взрослые рассказывают о мире и вещах, тем больше у ребенка формируется желание высказать свое мнение.

В каком возрасте ребенок начинает говорить?

Каждый новоиспеченный родитель задается вопросом, когда ребенок должен начать говорить. Важно понимать, что существуют этапы развития головного мозга малыша и его речевого аппарата. Каждый ребенок начинает говорить в то время, когда это оптимально для его нервной системы и организма.

Нет точных рамок, в которые необходимо вписать дитя, есть лишь примерные этапы развития речи, на которые можно полагаться.

Во сколько дети начинают говорить, и какие этапы развития речи проходит ребенок в раннем возрасте:

  1. С момента рождения и до 6 месяцев. В этот период ребенок нуждается в эмоциональном общении. Он изучает новый мир и понимает эмоции близких людей. Происходит тренировка артикуляционного аппарата. Малыш начинает лепетать, отвечая на реакции взрослых. Но лепет совершенно не имеет смысловой нагрузки, ребенок непроизвольно произносит звуки.
  2. С 6 месяцев до 1 года. В этот период зачастую дети произносят свои первые слова. Ребенок уже изучил реакции и звуки и может понимать, что означают те или иные жесты, мимика и движения. Речевой аппарат малыша уже набрал достаточное количество пассивного словарного запаса и готов перейти на следующую ступень развития.
  3. С 1 года до 1,5 лет. В это возрасте дети начинают осознанно произносить слова и понимать их значения. Словарный запас ребенка в среднем включает в себя от 7 до 25 слов. Ребенок учится показывать предметы и части тела.

Когда ребенок начинает говорить агу?

Когда начинают говорить дети, норма развития строго индивидуальна, нет точных данных. Первое сочетание звуков и первое «агу» ребенок говорит со 2-го месяца жизни. В это время ребенок начинает издавать первые звуки, состоят они из несложных гласных букв: «у», «а», «о», «е». Но так как ребенок произносит их гортанно, нам слышится долгожданное «агу».

Когда ребенок начинает говорить первые слова?

Когда ребенок начинает говорить «мама», эмоции переполняют близких, ведь этого слова ждут от малыша с самого его рождения. Ребенок начинает осознанно произносить несложные слова к 1 году жизни. Процесс этот весьма индивидуальный, поэтому не стоит списывать ребенка в жесткие временные рамки.

Речь формируется скачкообразно. В год ребенок может ежемесячно запоминать от 1 до 6 слов, и этап этот может длиться долго время. Когда происходит скачок, количество запоминаемых слов увеличивается вдвое, активный и пассивный словарный запас уравнивается и далее они оба пополняются одновременно.

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

То, во сколько дети начинают говорить предложениями, напрямую зависит от самого малыша и уровня его интеллектуального развития. По принятым нормам к 1,5-2 годам ребенок должен начать выстраивать слова в предложения.

В это время активный словарный запас ребенка должен составлять порядка 50-100 слов. К 3-м годам лексикон малыша составляет от 250 до 300 слов.

Составлять сложные предложения и усваивать различные грамматические формы ребенок учится ближе к 3-4 годам.

Нарушение развития речи у детей

Родителям свойственно утрировать все, что связано с ребенком, и , конечно, тем, во сколько лет дети начинают говорить.

Одни начинают переживать, что их годовалый карапуз не говорит связные предложения, другие же вовсе не переживают и не задаются вопросом – почему ребенок поздно начинает говорить, даже когда ему идет 4-й год.

Не нужно бросаться из крайности в крайность, важно придерживаться золотой середины и не игнорировать явные проблемы задержки развития речи.

По каким причинам может произойти нарушения развития речи:

  1. Наследственный фактор. Иногда задержки речи передают по наследству, если один или оба родители начали говорить поздно.
  2. Слабый слух и нарушения развития речи. В этом случае, ребенок должен пройти полное обследование.
  3. Неврологические проблемы. Причиной задержки речи могут стать заболевания неврологического характера, а также гипоксия во время рождения малыша.
  4. Короткая уздечка. С этой проблемой быстро справиться грамотный стоматолог.
  5. Напряженная обстановка в семье. Ребенок не может расслабиться и не чувствует себя защищенным, поэтому он молчит, защищая себя.
  6. Двуязычная семья. Когда в семье два и более языка, ребенок набирает пассивный словарь и начинает говорить поздно, но зато сразу на двух языках, дети-билингвы одинаково хорошо владеют одним и другим языком.

Раннее развитие речи ребенка

Чтобы ребенок начал говорить в раннем возрасте, родители должны много вкладывать в интеллектуальное развитие крохи и создавать для него безопасную среду, в которой малышу не нужно будет защищать себя.

Когда ребенок расслаблен и испытывает положительные эмоции, его нервная система находится в покое, мозг может воспринимать новую информацию и накапливать пассивный словарный запас.

Раннее развитие речи ребенка говорит о правильном функционировании всех систем организма.

Средства развития речи детей

Методика развития речи детей включает в себя следующие средства:

  • активное общение ребенка со взрослыми людьми и детьми подобного возраста;
  • речь преподавателя дошкольного учреждения, воспитателя и культурно-языковая среда, в которой существует малыш;
  • чтение взрослыми детской литературы и художественной;
  • уроки по обучению языку;
  • активные игровые формы обучения;
  • искусство во всех его проявлениях (музыка, творчество, театр);
  • средства массовой информации (интернет, телевидение, мультимедиа).

Развитие связной речи у детей

Развитие речи детей раннего возраста происходит скачкообразно. К 4-м годам у ребенка развивается действенное мышление, и речь становится связной.

В этом возрасте малыш уже осознает: чтобы его поняли правильно, он должен объяснить взрослым и сверстникам свою точку зрения.

Связность речи – простая и логичная цепочка выстроенных слов в предложение, за которым следует следующее и следующее предложения. Для ребенка это сложный мыслительный процесс, требующий сил и времени.

Чтобы помочь малышу развить связную речь, родитель может использовать следующие методы:

  1. Пересказ. Взрослый читает ребенку сказку и просит малыша пересказать смысл услышанного им.
  2. Рассказы по картинке. Ребенку предлагается картинка, по которой он должен составить свой собственный рассказ.
  3. Сказки и рассказы собственного сочинения. Взрослый или воспитатель в саду могут предложить ребенку составить свою историю.

Источник: https://womanadvice.ru/vo-skolko-deti-nachinayut-govorit-i-mozhno-li-uskorit-etot-process

Когда дети начинают разговаривать – Развитие ребенка

Первыми проявлениями речи у детей является агуканье. Когда они немного подрастают, то начинают произносить простейшие звукосочетания и слова (например, «мама», «папа» и т.д.).

Следующее достижение в развитии речи ребенка – его способность составлять из слов простейшие предложения.

Но когда же ждать от ребенка того или иного достижения в развитии речи? Рассмотрим, как дети начинают разговаривать, как помочь им развить эти навыки и какие отклонения в развитии речи могут возникнуть у ребенка.

Как дети учатся говорить

Дети учатся говорить постепенно, проходя в этом процессе несколько этапов. Как это ни удивительно, но первый этап проходит еще в утробе матери.

Исследования показали, что в участках мозга плода, отвечающих за речь, активность проявляется еще на 7-м месяце беременности.

Она проявляется каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, или медленно и выразительно проговаривает слова. Эксперты считают, что такая смена манеры речи является для ребенка своего рода языковым уроком.

К концу беременности плод уже может слышать слова. Новорожденные дети обладают немногочисленными, но важными знаниями, например, способностью отличать родную речь от иностранной. Тем не менее, развитие речи ребенка происходит шаг за шагом.

Когда дети начинают говорить

Дети начинают агукать в возрасте около двух месяцев. Эти звуки лежат в основе дальнейшего речевого развития. В возрасте четырех месяцев ребенок начинает лепетать.

Развитие продолжается, и в двенадцать месяцев ребенок обычно начинает говорить простейшие слова. В два года ребенок произносит слова осмысленно, а в три – начинает разговаривать с окружающими.

Как и развитие любой другой сферы, речевое развитие ребенка проходит определенные этапы.

Этапы речевого развития ребенка

В определенном возрасте дети достигают различных показателей речевого развития. Рассмотрим их подробнее.

Возраст Показатель
Первый этап: 1–3 месяца Ребенок агукает и издает различные звуки разным тоном.
Второй этап: 2–6 месяцев Ребенок подражает звукам окружающего мира, произносит сочетания гласных звуков и отдельные согласные ([м], [п], [б] и др.).
Третий этап: до 12 месяцев Ребенок произносит первые слова: «папа», «мама», «баба», междометия «о», «оу» и т.д. для выражения эмоций.
Четвертый этап: до 18 месяцев Ребенок может произнести 10 и более слов, связать несколько слов в простое предложение, говорит «нет».
Пятый этап: до 24 месяцев Ребенок составляет предложения из 4–5 слов, говорит простые фразы (например, «дай еще»), такие слова, как «привет», «до свидания», «пошли». Его словарный запас составляет около 50 слов.
Шестой этап: до 36 месяцев Ребенок может называть предметы, которые видит вокруг, различает имена, пол и возраст, может поддерживать простую беседу.
Читайте также:  Кашель у грудного ребенка 2, 3 месяцев, 1 года: что делать?

На каждом этапе у ребенка есть свои показатели развития. Рассмотрим их подробнее.

1–3 месяца

  • Ребенок начинает агукать.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/6511/

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

 Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью.

Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно.

Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек.

Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения.

К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Источник: http://karkusha.su/pochemu-rebenok-ne-govorit-12-prichin-zaderzhivayushhih-razvitie-rechi/

Развитие речи: почему ребенок не говорит?

Развитие речи: почему ребенок не говорит?

Наверх

На какие тревожные звоночки обращать внимание и когда стоит идти к специалисту?

далее…

 Частые причины речевых нарушений — перинатальная травма, асфиксия, гипоксия ребенка при родах, перенесенные им после рождения тяжелые заболевания и стрессы. Отсутствие речи на языке специалистов называется алалией, она бывает моторной или связана с расстройствами аутичного спектра (РАС). Коррекционные услуги речевых нарушений оказывают в центре LOGOS, где ребенку поставят верный диагноз и подберут деликатную методику лечения. Но прежде чем обратиться к специалисту, родителям стоит понять, есть ли причины для беспокойства, понаблюдать за малышом. Развитие детской речи проходит в несколько этапов: 1) 1,5-2 месяца – гуление (вокализации с подобием согласных звуков Г, Б «агу-абу»); 2) 6-8 месяцев – лепет (повторяющиеся слоги, интонационно окрашенные «ба-ма-ма-да»); 3) 10 месяцев-1 год – первые осознанные слова (мама, папа, дай, киса); 4) 1,6-2 года – появление фразовой речи и предложений; 5) к 3 годам – развитие связной речи (ребенок вполне прилично может рассказать, чего хочет, что видел); 6) с 4 лет речь ребенка обретает «чистоту», появляются звуки Ш,Ж, Р, Л;

7) в 5 лет у ребенка должна быть полноценная речь без дефектов, богатая прилагательными, глаголами, предлогами, сложными речевыми оборотами. Ребенок должен уметь пересказывать тексты, составлять рассказ по сюжетной картинке.

Для каждого случая специалист выберет индивидуальную систему коррекции речи. Минимальное количество занятий — 2 раза в неделю, лучше 3. Логопедический массаж выполняют курсами 2 раза в год по 10-20 сеансов. Делать массаж желательно ежедневно! Результат коррекционных занятий зависит от нескольких факторов: профессионализма специалиста, качества выполнения родителями рекомендаций, личного настроя ребенка и семьи В центре коррекции и развития речи LOGOS предоставляют полный спектр коррекционных услуг для детей и взрослых. В нашем штате есть несколько логопедов, дефектолог, семейный психолог и психолог – аутолог, учитель. В центре проводятся занятия, которые помогают улучшить речевую сторону и подтянуть развитие ребенка – логоритмика, творчество, английский, подготовка к школе, в т.ч. для детей с речевыми нарушениями и РАС. Занятия проводятся индивидуально и в малых группах (4-7 человек).

Стоимость первичной консультации: 1000 — 1500 руб.

В последнее время замечена тенденция к смещению речевого возраста с 1 года до 2-3 лет. Это отмечают многие логопеды, психологи, неврологи. Большое влияние на это оказывают новые информационные технологии.

Сейчас уже трудно представить человека без различного рода гаджетов, нас окружают телефоны, планшеты, компьютеры, телевизоры, но при этом мы совершенно забываем общаться с детьми, а ведь это так важно.

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, он учится им у взрослых, имитируя слышимую им речь. Без общения ребенок не может развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане   Развитие речи рука об руку идет с психическим развитием ребенка. Поэтому очень важно начать развивать речь вовремя. Что должно беспокоить: — у ребенка полностью отсутствует речь к 4-5 годам; — словарный запас ребенка очень беден и слова заменяются иногда слогами;  — слова не согласуются между собой; — ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль; — в речи много ошибок как в правильном составлении предложений, так и в правильном произнесении и различении на слух звуков речи; — вашего ребенка понимаете только вы, а окружающие нет.

Читайте также:  Творог для грудничка в домашних условиях, когда можно давать (со скольки месяцев)

Побольше говорите, играйте с вашими детками и обращайтесь к специалистам вовремя! 

Очень часто ребенок не разговаривает потому, что в этом для него нет необходимости. Вокруг есть бабушка, мама, дядюшки и тетушки которые несут все, на что ребенок просто показал пальчиком или нахмурил бровки. Или няня, которая получит выговор от маменьки, если она на записи увидит плачущего ребенка. Стимул для попыток сформулировать свои желания просто отсутствует.

Ведь для того, чтобы ребенок захотел заговорить, требуется время, которое мама, или папа, или бабушка (а еще лучше все вместе) сидят и ждут, пока ребенок сформулирует губками, пусть и не совсем правильно и понятно, что он хочет. Для этого требуется ВРЕМЯ, а многие мамы спрашивают, как вырастить развитого ребенка, не отрываясь от карьерной лестниц….

 Какое там время на посидеть  — подождать… Прибежала с работы, узнала у няни, чем сегодня ребенка кормила, сколько какал, какие мультики смотрел.. И это в лучшем случае. В худшем — приехала, спать уложила, масочки сделала, утром на работу уехала и все.

 Нет у мамы времени сидеть и разговаривать с ребенком! Ребенок в первые годы своей жизни копирует то, что делают взрослые, и если взрослые с ним разговаривают, спрашивают,  гуляют по парку и рассказывают про листочки, уточек, то ребенок захочет скоро поделиться с ними своим мнением и ЗАГОВОРИТ.

А если заговорит, и родители будут рады только этому, и будут угадывать все его абракадабры, он опять остановится и будет плохо говорить, потому что опять потеряет стимул говорить хорошо. Поэтому речь Вашего ребенка в ваших руках, вернее в вашем терпении,  вашей устойчивости, в вашем желании говорить с ним и вкладывать то, что хотите получить обратно.

И всегда помните: если ребенок не говорит, это не означает, что он не слышит. Он с удовольствием будет слушать сказки, песни в вашем исполнении и у него вскоре появится огромное желание спеть вместе с вами, дорогие родители. Удачи Вам, терпения и огромной Любви к вашему ребенку!

Источник: https://www.the-answer.ru/questions/razvitie-rechi-pochemu-rebenok-ne-govorit/

Консультация на тему

Ребенок не говорит?

Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется.

Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна.

Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш.

Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво.

Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи.

Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло.

Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки.

Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения.

Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка.

При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами.

Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам.

Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.), одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната» и т.д.

), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка», «апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок», «свинья/поросенок» и т.д.

), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу.

Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д.

Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение.

Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка… (птичка),Вот тебе… (водичка)!Вот тебе… (крошки)

На моей… (ладошке)!

Петушок, петушок…(Золотой гребешок)Выгляни в окошко…

(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать.

А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления.

Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Статья из журнала «Растим ребенка»,№ 4, 2013, автор: Елена Янушко .

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/11/rebenok-ne-govorit-razvitie-rechi-ot-1-do-3-let-kak

Ссылка на основную публикацию