Рефлексы новорожденного: хватательный, сосательный, шаговый и т.д.

Ребенок появляется на свет с заложенными безусловными рефлексами. Рефлекс — это непроизвольное действие ребенка в ответ на определенные внешние стимулы.

Рефлексы новорожденного нужны для адаптации к жизни в новой среде, в которую попадает младенец после рождения. Появляясь и исчезая в конкретный момент, они говорят о здоровом развитии малыша.

Всего насчитывается порядка нескольких десятков рефлексов младенца. Мы перечислим самые основные и показательные:

Сосательный рефлекс

Он необходим для «добычи» и удержания ребенком пищи (молока) во рту в течение первых недель. К концу первого месяца жизни он трансформируется в намеренное (произвольное) сосание. Является самым важным рефлексом, как и глотательный рефлекс.

Сосательный рефлекс

Проверка рефлекса: при вводе в ротик соски или пальца, ребенок хватает его и начинает двигать вперед-назад, выполняя сосательные движения.

Корневой рефлекс

Корневой рефлекс предназначен для поиска пищи. Проявляется в течение первых 3–4 месяцев, трансформируясь на 4 месяце в намеренные движения головой по поиску еды (груди или бутылочки).

Корневой рефлекс

Проверка: Держа ребенка на руках, дотроньтесь до его щеки. Малыш должен повернуть голову к раздражителю и открыть ротик. Повторите с другой щекой.

Рефлекс Моро

Рефлекс проявляется при громких и/или внезапных движениях. При срабатывании этого рефлекса малыш раскидывает в стороны ручки и ножки, после возвращая их в исходное положение или прижимая к груди. Иногда рефлекс Моро сопровождается испуганным выражением лица и плачем. В течение 4–6 месяцев он исчезает.

Рефлекс Моро

Проверка: положите ребенка на спину. Когда он успокоится, внезапно издайте в меру громкий звук (например, чихните). Ребенок должен сразу отреагировать, раскинув руки и ноги, а затем «сложив» их обратно.

Хватательный и подошвенный рефлексы

Ребенок делает хватательные движения пальцами рук или сгибает их на ногах. Этот захват настолько силен, что подчас даже взрослому сложно отцепить ручки ребенка от захваченного предмета. Наиболее выражен в первые два месяца. Через 6 месяцев, на руках рефлекс преобразуется в намеренное хватание. На ногах он исчезает через год после рождения.

Хватательный рефлекс

Проверка: проведите пальцем по ладошке руки начиная со стороны мизинца. Затем ноги. Ладошка должна ухватить палец, а пальцы ноги должны согнутся.

Шаговый рефлекс

При его срабатывании ребенок пытается встать на обе ноги независимо от того, может ли он на них опереться. Создается впечатление, что ребенок пытается идти. Через пару месяцев после рождения шаговый рефлекс исчезает. Ближе к году он заменяется намеренным стоянием и ходьбой.

Шаговый рефлекс

Проверка: удерживая ребенка в районе подмышек, поверните его лицом к себе. Пальцами поддерживайте его голову. Сядьте в кресло и поднимите ребенка, удерживая вертикально.

Опустите его ножки к себе на колени и немного наклоните вперед. Малыш должен попытаться встать на ноги, нажимая ступнями на ваши колени, словно шагая.

Если проделать то же самое на столе и сделать так, чтобы пальцы ноги ребёнка наткнулись на его край, ребенок поднимет ступню, словно забирается на него.

«Рефлекс фехтовальщика»

Или ассиметричный шейно-тонический рефлекс Магнуса-Клейна.

Рефлекс помогает координировать движение головы и рук. Пропадает к 4–5 месяцу.

Рефлекс фехтовальщика

Проверка: положите ребенка на спину и осторожно поверните его голову направо так, чтобы подбородок касался плеча. Ребенок должен выбросить правую руку в сторону, а левую он может согнуть, поднеся к голове. При повороте головы налево, ребенок выпрямит левую руку, а правую согнет, словно в стойке «к бою».

Защитные рефлексы

Помогают ребенку защищаться. Исчезают, по мере развития контроля над своими движениями.

Проверка: положите ребенка на спину. Возьмите игрушку и поднимете над головой ребенка на высоту около 30 см, а затем медленно приблизьте к его лицу. Ребенок должен повернуть голову в сторону.

Если новорожденного ребенка положить на живот, он так же рефлекторно должен повернуть голову в сторону, чтобы не задохнуться.

Известный многим феномен плавания новорожденных основан на «утином» рефлексе — способности малыша задерживать дыхание. Он так же относится к защитным рефлексам.

«Утиный» рефлекс

Так же у ребенка есть ряд рефлексов, остающихся с ним на всю жизнь. Например, рвотный рефлекс; рефлекс отдергивания, в ответ на болезненные ощущения; зрачковый рефлекс, когда при ярком свете зрачок новорожденного сужается. Врожденные рефлексы со временем либо исчезают, либо переходят в двигательные навыки.

Источник: https://progressio.me/refleksy-mladentsa/

Основные безусловные рефлексы новорожденных

Для динамической оценки эволюционной и функциональной зрелости ребенка особое внимание уделяется исследованию врожденных безусловных рефлексов, которые формируются на ранних сроках внутриутробного развития.

Их разделяют на сегментарные двигательные автоматизмы (оральные и спинальные) и надсегментарные позотонические автоматизмы (миелэн- цефальные позотонические автоматизмы и мезэнцефальные установочные рефлексы).

В процессе развития ребенка часть безусловных рефлексов угасает, а некоторые усложняются и являются основой для формирования новых условных рефлексов, обеспечивающих новые более сложные двигательные навыки.

15.5.1. Сегментарные двигательные автоматизмы

Оральные (стволовые) автоматизмы замыкаются на уровне ствола головного мозга, исследуются в положении ребенка на спине.

Поисковый, рефлекс КуссмауляГенцмера — при поглаживании кожи в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя и приоткрывает рот (рис. 15.8). Рефлекс полностью развит к 34-й неделе гестации, угасает к 1,5 месяцам жизни. Хорошо выражен непосредственно перед кормлением.

Сосательный рефлекс — при вкладывании соски в рот ребенок плотно ее захватывает и удерживает, одновременно производя ритмичные сосательные движения (рис. 15.9). Формируется к 34-й неделе гестации, у недо-

Рис. 15.8. Поисковый рефлекс

Рис. 15.9. Сосательный рефлекс ношенных рефлекс слабый с длительным латентным периодом и несовершенной координацией сосания, глотания, дыхания. Сохраняется в течение первого года жизни.

Ротовой феномен Эшериха — хоботковое выпячивание губ при коротком отрывистом постукивании в области круговой мышцы рта или надавливании пальцем в области верхней или нижней губы. Физиологичен в течение первого месяца жизни, затем непостоянный.

Назолабиальный рефлексЛствацатурова — сокращение круговой мышцы рта в ответ на ноколачивание по спинке носа. Вызывается у детей первых 2-3 месяцев жизни, затем постепенно редуцируется. Обычно слабо выражен п непостоянный.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина — при надавливании на ладонную поверхность обеих кистей ребенок открывает рот, наклоняет голову вперед, несколько сгибая плечи и предплечья (рис. 15.10).

Имеет 2 дуги замыкания: на уровне ствола и шейных сегментах спинного мозга. Рефлекс вызывается с 28-й недели гестации, угасает к 3-4 месяцам жизни.

Асимметричное снижение рефлекса выявляется при травматическом повреждении в родах плечевого сплетения или соответствующих сегементов спинного мозга.

Спинальные двигательные автоматизмы выражены у детей первых месяцев жизни, дуги этих рефлексов замыкаются на сегментах спинного мозга.

Защитный рефлекс — в положении на животе ребенок рефлекторно поворачивает голову в сторону (рефлекс обеспечения дыхания). У недоношенных вызывается через 3-5 с после латентного периода. При отсутствии рефлекса голову поворачивают в сторону пассивно. Появляется в 1-е сутки после рождения и угасает к 1-1,5 месяцам жизни.

Рефлекс Моро — в ответ на различные раздражители (хлопок, удар ладони по пеленальному столу, перемещение положения туловища, разгибание и приподнимание рук) возникает разгибание рук и отведение их в стороны с разжиманием кистей (I фаза) с последующим приведением рук в исход

ные. 15.10. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина у ребенка 11 месяцев

Рис. 15.11. Рефлекс Моро у новорожденного (а) и ребенка 3 месяцев жизни (б)

мое положение, как бы обнимая туловище (II ф а з а) (рис. 15.11). Уровень замыкания: шейное утолщение — верхнешейные сегменты спинного мозга — стволовые отделы на уровне ядер преддверно-улиткового нерва.

На 28-й неделе гестации развит частично, отсутствует фаза приведения рук, которая появляется к 32-й неделе, а с 38-й недели выражен хорошо. Постепенно угасает к 4-5 месяцам жизни.

Свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы, при поражении ЦНС долго не редуцируется, имеет низкий порог и может вызываться спонтанно.

Рефлекс ползания Бауэра — в положении на животе при легком подталкивании рукой стопы новорожденного происходит отталкивание от нее с имитацией ползания (рис. 15.12). Уровень замыкания: поясничное утолщение.

Возникает к концу 1-й недели жизни ребенка, сохраняется до 3-4 месяцев. До 3 месяцев у ребенка руки в акте ползания не принимают участия. Начиная с 4-5 месяцев он может все более активно опираться на руки и переставлять их.

Читайте также:  Почему младенец высовывает язык, что значит, когда ребенок его показывает

Рефлекс ослаблен у детей при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга, спинальных амиотрофиях.

Ладонный хватательный рефлекс Робинсона — при легком надавливании на ладонную поверхность кисти пальцы ребенка рефлекторно сжимаются,

Рис. 15.12. Рефлекс ползания

Рис. 15.13. Хватательный рефлекс Робинсона

могут удерживать предмет и даже в таком положении можно приподнять ребенка над поверхностью (рис. 15.13).

До 31-й недели этот рефлекс проявляется сгибанием пальцев, с 32-й недели — сжиманием пальцев в кулак, с 36-й — хорошо выражен.

Уровень замыкания: шейное утолщение спинного мозга, (к) 2-го месяца кисти постепенно раскрываются, с 3-го месяца в руку можно вложить погремушку, которую он хорошо удерживает, но еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить ее произвольно.

С 4-5 месяцев объем движений в руках значительно возрастает, захват предметов производится всей ладонью ребенка в состоянии пронации кисти. На 6-7-м месяце появляется супинация кисти, что обеспечивает ее поворот и позволяет ребенку перекладывать предмет из руки в руку («обезьянья» кисть).

На 8-9-м месяце ребенок уже произвольно выпускает игрушку из рук, формируется захватывание предметов с прижиманием I пальца к II (захват «ножницы»), К 10-му месяцу ребенок захватывает мелкие предметы вытянутыми прямыми I и II пальцами с обращенными друг к другу боковыми поверхностями («пинцетообразный» захват).

На 11-м месяце при захвате 1 и II пальцы уже согнутые («клещевой» захват). К 1 году отмечается нормальное произвольное захватывание предмета и ребенок может точно вкладывать предмет в руку взрослого, что считается важным признаком нормального развития мелкой моторики.

Ослабление или отсутствие рефлекса может быть при периферическом парезе кистей рук. При сохранении хватательного рефлекса после 4-5 месяцев можно заподозрить поражение пирамидного пути. Выраженное предпочтение одной из рук у ребенка до 1 года может быть признаком патологии, в то же время способность одинаково хорошо владеть обеими руками не считается специфической аномалией.

Нижний хватательный рефлекс Верками — рефлекторное сгибание пальцев стопы при легком надавливании в области подушечек (рис. 15.14). Уровень замыкания: крестцовые сегменты спинного мозга. Вызывается

Рис. 15.14. Нижний хватательный рефлекс

с 28-й недели гестации и к рождению становится более выраженным. Постепенно ослабевает к 4-5 месяцам, хотя может обнаруживаться и во 2-м полугодии жизни. Довольно часто в этом возрасте при вертикализацин ребенка отмечается опора на пальчики, а не на полную ступню. Это связано с проявлением «прыжковой» фазы в фоммровапнм походки и не является признаком гинертонуса в ногах.

Рефлекс опоры — при соприкосновении ног ребенка с твердой опорой ребенок выпрямляет туловище и на полусогнутых ногах опирается всей стопой, удерживая вес своего тела.

При легком наклоне туловища вперед ребенок начинает попеременно переступать ногами, делая шаговые движения — рефлекс автоматической ходьбы, при этом возможен перекрест в нижней трети голени (рис. 15.15). Уровень замыкания: поясничное утолщение.

Шаговые движения у 28-недельного новорожденного отсутствуют, а в 32-34 недели появляется ходьба с опорой на пальчики, у доношенного ребенка — опора на полную ступню. Иногда отсутствует у крупных детей. Физиологичен до 2-3 месяцев. В 3-5 месяцев при попытке поставить

Рис. 15.15. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рис. 15.16. Рефлекс Таланта

Рас. 15.17. Рефлекс Переса

ребенка он поджимает ноги и опоры не происходит (физиологическая астазия- абазия). На 6-м месяце постепенно появляется опора на ступню, затем опора на руки, особенно если резко наклонить вперед, к 9 месяцам может стоять несколько минут с поддержкой и к 11—12 месяцам ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно.

Рефлекс Таланта — при штриховом раздражении кожи спины паравер- тебрально (в положении ребенка на животе или на боку) позвоночник изгибается дугой, открытой в сторону раздражения (рис. 15.16). Иногда появляется после 5-х суток жизни и угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Переса — если в положении на животе провести пальцем по остистым отросткам позвоночника с некоторым усилием снизу вверх (от копчика до шеи), то у ребенка возникает сложная ответная реакция, проявляющаяся криком, приподниманием головы и таза, грудным лордозом, сгибанием конечностей, иногда непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией (рис. 15.17). Физиологичен в течение 3-4 месяцев жизни.

Рефлекс Бабанского — при раздражении наружного края стоны у ребенка возникает медленное тоническое разгибание I пальца, возможно с веерообразным раскрытием остальных пальчиков (рис. 15.18). Вызывается с рож-

Рис. 15.18. Рефлекс Бабинского дения и может быть умеренно выраженным до 12-18 месяцев, пока ребенок не начнет стоять и ходить. При длительном либо асимметричном сохранении рефлекса Бабинского на фоне других отклонений в неврологическом статусе его необходимо рассматривать как патологический.

Источник: https://ozlib.com/857486/meditsina/osnovnye_bezuslovnye_refleksy_novorozhdennyh

Кризис новорожденности. Период новорожденности. Рефлексы новорожденного

Первый кризис ожидает человека уже при появлении на свет.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

Вступление в самостоятельную жизнь, жизнь в собственном теле сопровождается самыми серьёзными изменениями в условиях существования, которые только могут произойти с человеком в течение отведенных ему лет. Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности.

Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем.

Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование.

Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические.Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические.Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

На уровне физиологии организм новорожденного должен адаптироваться к сухопутному способу существования, к гравитации; начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.

Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой.

Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему.

А к ним еще добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки.

Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. На помощь новорожденному приходят многочисленные рефлексы, которые обусловливают важные для выживания реакции.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

  • Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице:
  • Некоторые рефлексы являются актуальными для современного новорожденного, например, сосание и глотание, рефлекс «пищевое сосредоточение», отдергивание головы при попытке перекрыть носовое дыхание, шаговый рефлекс, который помогает ребенку при рождении.

 Также у малыша есть рефлексы, которые считаются атавистическими: рефлекс Робинзона, выброс рук и ног и сжимание пальцев при резком движении тела и тому подобное. Однако эти рефлексы не становятся основой для формирования человеческого поведения, они лишь помогают адаптироваться.

Вкусовая и обонятельная чувствительность. Младенец, которому от рождения всего лишь 1—2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу.

Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения.

Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыханий.

Двигательная активность. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

С первых дней жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой.

Зрительная чувствительность. У новорожденного имеется способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Читайте также:  Зондирование слезного канала у новорожденных

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта.

Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить.

Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями. Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре.

В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток.

Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов.

На этой основе начинают возникать условные рефлексы. Одним из таких рефлексов является ориентировочный рефлекс.

Он заключается в том, что ребенок замирает, прислушиваясь или присматриваясь к чему-то, у него появляется зрительное и аудиальное сосредоточение.

Наконец ребенок получает возможность фокусировать глаза на лице взрослого, матери, сосредоточиваться на нем. Через такой контакт он устанавливает с ней новые эмоциональные связи.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» и является критерием своевременного эмоционального и физического развития новорожденного. С помощью улыбки, звуков, движений малыш дает взрослому обратную связь. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых.

Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником.

Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

 «Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

  1. 1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;
  2. 2) улыбка;
  3. 3) двигательное оживление;
  4. 4) локализация.
  5. После четырех месяцев комплекс распадается.

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребностипотребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества. Другими критериями завершения первого в самостоятельной жизни кризиса является возобновление начального веса (медицинский критерий) и возникновение условных рефлексов на разные раздражители (физиологический критерий).

Итак, период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е.

возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах ; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении.

Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/812-krizis-novorozhdennosti-period-novorozhdennosti.html

Новый способ исследования безусловного рефлекса у детей первых месяцев жизни

Изобретен новый способ исследования безусловного рефлекса Д℮t℮й первых месяцев жизни. Изобретения повышает диагностику за счет широкого охвата рефлексогенной зоны по всей поверхности поДошb℮нной стороны, что способствует появлению сгибания 2-5 пальцев стопы.

Введение. Нами изобретен новый способ исследования безусловного рефлекса детей первых месяцев жизни — рефлекс сгибания 2-5 пальцев стопы (Приоритетная справка на выдачу патента на изобретения Республики Казахстан 2015/1480.

1 от 28.12.2015). Изобретение относится к детской неврологии, а именно к методике исследования безусловных рефлексов детей первых месяцев жизни, и может быть использовано в диагностике спинального шока и поражении пирамидных путей у взрослых.

Неврологическое обследование детей первых месяцев жизни включает в себя исследование спонтанных движений, черепно-мозговых нервов, мышечного тонуса, сухожильнопериостальных, безусловных рефлексов.

Изучение врожденных рефлексов является обязательной частью не только неврологического, но и педиатрического осмотра.

Безусловные рефлексы, как и любые другие рефлексы, имеют определенные рефлекторные дуги, поэтому могут использоваться в постановке топического неврологического диагноза [1].

Обсуждение .Значимость рефлексов нарастает если учесть то, что они чаще опережают явные клинические парезы и визуализируемые стадии инструментами и аппаратами УЗИ, МРТ и КТ, поэтому многие авторы сообщают о важности их использования и указывают на топическое значение некоторых безусловных рефлексов [2, 3].

Особое значение придают проверке известных и ранее описанных рефлексов новорожденных («первичных», «безусловных» рефлексов) при подробном описании нормального и пораженного неврологического статуса у ребенка при гипоксически-ишемических поражениях головного мозга, и при поражении пирамидных путей у взрослых.

Известно большинство рефлексов новорожденных отражающий эволюционную зрелость ребенка, его функциональное состояние и имеют определенное топическое значение.

Из многочисленных безусловных рефлексов наиболее информативными являются: при поглаживании кожи ребенка в области угла рта возникает поворот головы в сторону раздражителя (поисковый рефлекс), при легком прикосновении пальцем к губам новорожденного отмечается вытягивание губ (хоботковый рефлекс), при вкладывании соски в рот возникают сосательные движения (сосательный рефлекс), при надавливании на область тенара ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья (ладонно-ротовой рефлекс Бабкина), при вкладывании пальцев в руку новорожденного происходит захват пальцев исследователя (верхний хватательный рефлекс), а в случае возможности приподнимания ребенка — рефлекс Робинсона. Рефлекс Моро может возникать на слуховые раздражители (хлопок), тактильные и вестибулярные раздражители (похлопывание по пеленальнику, перемещение положения туловища ребенка и т.д.). В ответ на раздражение возникает отведение рук новорожденного в стороны и разжимание кистей рук (I фаза), после чего руки возвращаются в исходное положение (II фаза). При раздражении кожи спины вдоль позвоночника новорожденный изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражения (рефлекс Галанта). Ребенок, поднятый под мышки, сгибает ноги во всех суставах, а поставленный на опору стоит на полусогнутых ногах с последующим распрямлением ног, туловища и головы — так называемый эффект «распрямляющейся пружины» (рефлекс опоры), при наклоне ребенка вперед он делает шаговые движения (шаговый рефлекс), при этом возможно скрещивание ног в нижней трети голени. В положении ребенка на животе при прикладывании ладоней исследователя к его стопам возникает рефлекторное отталкивание и ползание (рефлекс Бауэра). При надавливании на подушечку стопы в области П—III пальцев возникает подошвенное сгибание (нижний хватательный рефлекс Веркома), при штриховом раздражении подошвы происходит ее разгибание и веерообразное расхождение пальцев (рефлекс Бабинского) [4].

  • Известно, значение безусловных рефлексов новорожденных и детей первых месяцев жизни в диагностике перинатального поражения нервной системы: оживление врожденных безусловных рефлексов новорожденных при синдроме двигательных нарушений при перинатальной гипоксической энцефалопатии [5] и снижение или отсутствие рефлексов автоматизма, снижение ладонноротового и верхнего хватательного рефлексов, а также рефлекса Робинсона при поражении соответствующих шейных сегментов спинного мозга и в раннем восстановительном периоде при перинатальном поражении нервной системы [6].
  • Очень мало публикаций о новых ранее неизвестных врожденных безусловных рефлексах (бульбарные и спинальные автоматизмы) у детей первых месяцев жизни, развивающиеся при поражении различной степени и недоразвитая миелинизация пирамидных путей у новорожденных, которые возникают из-за отсутствия тормозного контроля над периферическими мотонейронами больших пирамидных клеток Беца и их аксонов пирамидных путей [7].
  • Одним из объективных критериев для установления диагноза у взрослых при поражении пирамидных путей является наличие патологических рефлексов — разгибательной и сгибательной группы [8].
Читайте также:  Симптомы и признаки прорезывания зубов у младенцев

Наряду с безусловными рефлексами орального автоматизма и кистевой, в клинической практике стопные группы занимает особое место.

Известен способ исследования безусловного рефлекса у детей первых месяцев жизни, при котором разгибательный (экстензорный) патологический рефлекс вызывается штриховыми раздражениями вдоль наружного или внутреннего края подошвы (рефлекс Бабинского).

Наряду с этим есть множества патологических рефлексов разгибательной группы проявляющиеся разгибанием большого пальца на вызываемое раздражения (рефлекс Оппенгейма, рефлекс Гордона, рефлекс Шеффера, рефлекс Чадока, рефлекс Редлиха, рефлекс Гроссмана) [9]. Недостатком всех перечисленных безусловных рефлексов разгибательной группы является то что,

  • не всегда отчетливо вызывает разгибательный рефлекс, кроме Бабинского.
  • вызываемые раздражения ограничиваются определенной зоной (наружный или внутренний край подошвы — рефлекс Бабинского, передняя поверхность голени — рефлекс Оппенгейма, икроножная мышца — рефлекс Гордона, ахиллово сухожилие — рефлекс Шеффера, наружной лодыжки
  • рефлекс Чадока, задняя поверхность голени — рефлекс Редлиха, мизинец на ноге — рефлекс Гроссмана),
  • невозможно осуществить наличие разгибания большого пальца у больных с отсутствующим большим пальцем (ампутированным).

Наиболее близким к предложенному является способ исследования безусловных рефлексов у детей первых месяцев жизни, где сгибательный (флексорный) рефлекс вызывается коротким ударом по кончикам 2-5 пальцев (рефлекс Россолимо). Патологические рефлексы сгибательной группы проявляются в сгибании пальцев стопы на вызываемое раздражения (Рефлекс Бехтерева I, Рефлекс Бехтерева II, Рефлекс Жуковского) [1].

Однако использование прототипа недостаточно эффективно, так как:

  • не всегда отчетливо вызывается сгибательный рефлекс, непостоянство рефлекса у здоровых детей, то есть его низкая чувствительность и невысокая специфичность.
  • вызываемые раздражения ограничиваются только определенной малой зоной (кончиками 2—5-го пальцев стопы — рефлекс Россолимо, наружная сторона тыла стопы в области 4-5-й плюсневых костей — рефлекс Бехтерева I, пятка — рефлекс Бехтерева II, середине подошвы — рефлекс Жуковского).

Технической задачей изобретения являлось создание методики исследования нового, ранее неизвестного рефлекса, специфичного для детей первых месяцев жизни. Результаты.

 Техническим результатом изобретения является повышение диагностики за счет широкого охвата рефлексогенной зоны по всей поверхности подошвенной стороны, что способствует появлению сгибания 2-5 пальцев стопы (сгибательного рефлекса).

Указанный технический результат достигается тем, что вызывается рефлекс, касательным, быстрым раздражением по подошвенной поверхности стопы, начиная у основания пальцев и до пятки.

При выявлении сгибания 2-5 пальцев стопы у ребенка одномесячного возраста диагностируют неврологическое здоровье, при отсутствии рефлекса — спинальный шок.

При выявлении сгибания 2-5 пальцев стопы у взрослых диагностируется — поражение пирамидных путей.

Эффективность этого метода заключается в широком охвате рефлексогенной зоны (по всей поверхности подошвенной стороны) и стабильном, отчетливом вызывании сгибательного рефлекса у новорожденных в норме и при отсутствии наличие спинального шока, а также пирамидной недостаточности у взрослых.

Рефлекс осуществляется благодаря раздражения вначале nn. Plantaris medialis et lateralis и n.

suralis rr cutaneus cruris medialis то — есть, последовательное раздражения их рождает импульсы, которые также интегрируясь в сегментах сенсо-моторных нейронов спинного мозга при отсутствии тормозного контроля ЦНС отвечает флексией 25 пальцев и кивком ногтевых фалангов.

Дуга рефлекса замыкается на уровне сегментов шейного утолщения спинного мозга, и потому снижение или отсутствие этого рефлекса следует ожидать при поражении центральной нервной системы на цервикальном уровне.

Рефлекс часто и более отчетливо вызывается, как при рефлексе Бабинского у каждого новорожденного при отсутствии спинального шока, а у взрослых — при поражении пирамидных путей. Способ осуществляется следующим образом: Методика исследования рефлекса сгибания 2-5 пальцев стопы.

Ребенок одномесячного возраста находится лежа на спине. Исследователь ладонью ведущей руки производить касательное, быстрое раздражения по подошвенной поверхности стопы, начиная у основания пальцев и до пятки. Рефлекс проявляется в сгибании 2-5 пальцев стопы. Преимущество нового способа исследования и его значения для практических врачей при оценке неврологического статуса у новорожденных и у взрослых при поражении пирамидных путей, это:

  • Полученные положительные сгибательные рефлексы подошвенно тангенсиальным раздражением у всех новорожденных с первой же минуты после рождения составил 99¿, кроме родившихся спинальном шоком различной этиологией.
  • При поражениях пирамидных путей у взрослых значительно чаще чем Россолимо, Жуковского и Бехтерова были положительными со второй недели острого нарушения функции центральной нервной системы до 70¿.
  • Четкость ответных реакций обеих групп рефлексов прямо пропорционален качеству выполнения методов иследования и степени поражения кортико-спинального тракта, а также состояния спинальной рефлекторной дуги. Материалы и методы. Заявляемый способ разработан и прошел многолетнее клиническое испытание в неврологическом отделении клиники Международного Казахско-Турецкого университета имени Х.А. Ясави у новорожденных и у больных с поражением пирамидных путей. Клинические данные подтверждались инструментальными методами диагностики (КТ, МРТ).

Пример №1. Ребенок 1 месячного возраста, беременность протекала без особенностей, родился в срок, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов, из роддома выписан домой на 5-е сутки.

При осмотре неврологом в поликлинике спонтанные движения в полном объеме, мышечный тонус в норме, сухожильные рефлексы живые, безусловные рефлексы новорожденных — рефлекс ладонно-ротовой и защитный рефлекс хорошо выражены, дополнительное исследование сгибательного стопного рефлекса выявляет его хорошую выраженность, что указывает на нормальный неврологический статус. Заключение невролога: здоров.

Пример №2. Ребенок недоношен, родился на 38 неделе, беременность протекала на фоне хронической внутриутробной гипоксии. Оцена по шкале Апгар при рождении 7 баллов. Неврологом ребенок осмотрен в возрасте 1 недели.

В неврологическом статусе имеется снижение мышечного тонуса, безусловные рефлексы — защитный рефлекс снижен, ладонно-ротовой рефлекс снижен. Сгибательный стопный рефлекс не вызывается. Диагноз невролога: «Синдром двигательных расстройств. Спинальный шок».

Назначена адекватная терапия с включением ноотропных и сосудистых препаратов.

Пример №3. Больная 70 лет. Утром, после сна, почувствовала онемение и слабость правой ноги, а затем правой руки. В течение суток слабость в них постепенно нарастала и сменилась параличом. Заболеванию предшествовала головная боль, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность.

Объективно: границы сердца расширены в обе стороны, тоны его глухие. АД 110/60 мм рт. ст. Пульс ритмичный 80 ударов в минуту. Глазное дно: границы сосков зрительных нервов четкие, артерии сетчатки сужены, извиты, склерозированы.

В неврологическом статусе: сознание сохранено, зрачки D=S, сглажена правая носогубная складка, язык при высовывании отклоняется вправо. Активные движения в правых конечностях отсутствуют, мышечный тонус в них повышен. Сухожильные и надкостничный рефлексы справа выше, чем слева, брюшные справа отсутствуют.

Вызываются патологические рефлексы Бабинского, Оппенгейма. Сгибательный стопный рефлекс вызывается справа.

Правосторонняя гемианестезия и гемианопсия. Диагноз: Острое нарушение мозгового кровообращение в среднем мозговом артерий по ишемическому типу слева. Диагноз подтвержден КТ исследованием.

Выводы.

 Таким образом, как видно из приведенных данных, заявляемый способ исследования безусловного рефлекса обладает преимуществами по сравнению с известными: сгибательный стопный рефлекс высоко чувствителен к патологии и специфичен для здоровых, и является надежным индикатором спинального шока у детей одномесячного возраста. Заявляемый способ делает более объективной оценку неврологического статуса у взрослых и способствует более точному диагнозу и адекватной терапии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Скоромец А.А. Неврологический статус и его интерпретация, М: МЕДпрес-информ, — 2009. -. 175 с.
  2. Ратнер А.Ю., Бондарчук С.В. Топическое значение безусловных рефлексов новорожденных, изд. Казанского университета, — 1992, — С. 26-33.
  3. Гусева Н.А. автореф. дисс. канд. мед. наук. «Частота встречаемости и информативности патологических стопных рефлексов». — М., 2004. — 26 с.
  4. Пальчик А.Б., Федорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2012. -С. 8788.
  5. Бондаренко Е.С., Зыков В.П. Перинатальная гипоксическая энцефалопатия. 1999 г., том 7, № 4- С. 2-6.
  6. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. — СПб: Питер- 2001. С.47-49.
  7. Патент на изобретение РФ №2459578 от 27.08. 2012.
  8. Володин Н.Н. с соавт., Ранняя диагностика неблагоприятных последствий перинатальных гипоксически-ишемических поражений головного мозга у недоношенных детей и оптимизация их лечения . Педиатрия.- 2010.- № 2, С.101-106.
  9. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов медицинских вузов. — СПб.: Политехника, 2004. — С. 43-46.

Фамилия автора: К. Б. БРАЛОВ., Г.М. ЕЛИКБАЕВ., А. А.ТУТАЕВА

Источник: https://articlekz.com/article/26141

Ссылка на основную публикацию