Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Развития ребенка по месяцам от 0 до года

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития.

Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так.

Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 1 месяц уже узнает маму

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз.

Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать.

Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве.

Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа.  Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное — любовь родителей

  • С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.
  • Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.
  • Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Воспитание детей от рождения до 1 года

Воспитание ребенка – ответственное мероприятие, которое начинается с самого рождения младенца. Первые привычки и личностные особенности формируются у крохи в период до года, хотя и на подсознательном уровне. Попробуем разобраться, что включает в себя воспитание ребенка от рождения до года, и как оно влияет на дальнейшее развитие малыша.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период) Ключевые воспитательные моментыКраткое описание периода
0-3 месяца Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке. Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию). В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком) Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития. В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении. На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.
Читайте также:  Цитрамон при грудном вскармливании, можно ли его пить кормящей маме

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Подробнее о методике на видео:

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок.

За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно.

Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами.

Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”.

Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”.

Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания.

Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым.

Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства.

Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой.

Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития.

Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства.

Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной.

На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей

Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:

  1. Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
  2. Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать. Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
  3. Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
  4. Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
  5. Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.

Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.

(10

Источник: https://rebenokmama.ru/vospitanie-detej-do-goda/

Воспитание детей от 0 до года. На что обращать внимание

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем.

В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс.

Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

  • Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:
  • 1. Он хочет есть;
  • 2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке.

Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь».

Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы.

Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения.

В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Читайте также:  Правильный захват при грудном вскармливании, как давать грудь новорожденному

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе.

Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие.

Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться.

Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость.

Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме.

Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества.

Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Источник: https://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/vospitanie-detey-ot-0-do-goda-na-chto-obrashchat-vnimanie/

Ошибки в воспитании грудничков | Азбука воспитания

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум.

Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле.

Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни.

Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е.

предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма.

Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором.

А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его.

В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В.

и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем.

Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга.

Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни».

По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития».

Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания.

В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно.

От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество.

Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют.

Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка.

Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока.

Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.

— Отсутствие совместного сна с мамой.

— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь.

Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним.

Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

Читайте также:  Аллергия у грудного ребенка на лице, чем лечить сыпь у новорожденных

— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты.

Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов.

Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация.

В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать.

Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке.

И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность.

Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить.

Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище.

Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты.

Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови.

При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Источник: https://azbyka.ru/deti/oshibki-v-vospitanii-grudnichkov

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки. У младенца совершенствуется эмоциональная сфера, он учится общаться с родителями и другими значимыми взрослыми.

Предлагаем советы по воспитанию детей до года, а также описание игр и игрушек для этого возраста.

Всего за год малыш получает множество важных навыков. Поэтому для полноценного развития недостаточно просто создать правильный дневной режим и обеспечить малышу необходимый уход. Главная задача мамы и папы – формировать у грудничка положительные черты характера, избегая в то же время возникновения вредных привычек.

Воспитание младенца до года специалисты условно подразделяют на четыре возрастных периода:

  • рождение – три месяца;
  • три месяца – полгода;
  • полгода – девять месяцев;
  • девять месяцев – год.

Давайте рассмотрим подробнее каждый этап взросления, узнаем, какие игровые занятия подходят для маленьких деток.

От рождения до 3 месяцев

Основная задача родителей в первый триместр – обеспечить крохе полноценное питание, идеальный вариант – мамино молоко. Не следует забывать и о гигиенических навыках: купайте младенца в ванночке, регулярно меняйте памперсы и подмывайте попку. О чем еще напоминают родителям психологи?

  1. Для укрепления мышечного корсета и подготовки к первым самостоятельным движениям выкладывайте новорожденного на животик. В таком положении он сможет поднимать головку, опираться на ручки и разглядывать окружающий мир.
  2. Постоянно общайтесь с грудничком: рассказывайте потешки при купании, массаже, переодевании. Ставьте классические музыкальные произведения и пойте колыбельные на ночь.
  3. Предупреждайте формирование нежелательных привычек – не приучайте к пустышке и одновременно не допускайте, чтобы грудничок сосал пальчики.

Игры с ребенком до трех месяцев

В этот возрастной период необходимо приобретать игрушки, развивающие у младенца тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, координированные движения. Вам потребуется:

  • погремушка, являющаяся самой первой и важной игрушкой для новорожденного. Для развития слуха шумите погремушкой сначала у одного уха, а затем у другого, чтобы малыш оборачивался на звук;
  • карусельки из различных небольших фигурок, которые следует укрепить над детской кроватью на расстоянии примерно в 20-25 сантиметров;
  • схематические изображения или узоры, выполненные в черно-белых цветах для совершенствования зрительного восприятия. Такие рисунки следует регулярно менять;
  • браслеты с колокольчиками и воздушные шарики, которые можно привязывать поочередно к разным ручкам.

От трех месяцев до полугода

Во втором триместре у младенца происходит активное сенсорное развитие, вот почему взрослым необходимо насытить детскую жизнь различными ощущениями. Для этого родителям следует:

  1. регулярно включать музыку разных жанров, заинтересовывать малыша прочими звуками: шумом дождя, чириканьем птиц, работой бытовой техники, голосами людей;
  2. постоянно общаться с крохой, читать потешки, стишки для самых маленьких, сопровождать свои действия словами: «Сейчас мы будем кушать», «Посмотри, какая красивая собачка»;
  3. для подготовки опорно-двигательного аппарата к сидению и ходьбе в вашем дневном режиме обязательно должны присутствовать физические упражнения и массаж.

Игры с ребенком до полугода

Не откладывайте в сторону первые игрушки, просто разнообразьте деятельность ребенка еще несколькими игровыми аксессуарами. Кстати, для воспитания деток на первом году жизни подходит и обычная бумага, которую они обожают рвать на кусочки. Также приобретите:

  • мячики небольшого размера, которые будут удобны для крохотных пальцев. Младенец сможет играть с мячом на руках у мамы или в коляске;
  • прорезыватели для зубов, которые как раз режутся в этом возрасте. Из-за сильного зуда малыши становятся раздражительными, плачут и заталкивают кулачки в рот;
  • различные фигурки зверей, изготовленные из резины или пластика. Показывайте животное и озвучивайте, как собака гавкает, кошка мяукает, корова мычит. Тем самым вы развиваете звукоподражание;
  • крупные кубики из ткани с разными изображениями на гранях. Из них вы сможете построить башенки, домики и даже целый игрушечный город.

От полугода до девяти месяцев

Ребенку исполнилось шесть месяцев, а значит, наступил третий триместр. Дети в этот возрастной период начинают активно двигаться – ползают, садятся, пробуют вставать. Некоторые крохи даже делают первые шаги. Психологи советуют особое внимание обратить на физическое развитие, а также вводить первые запреты и ограничения.

  1. Прежде всего, обезопасьте квартиру для свободного перемещения ребенка. Все, что опасно, убирайте или закрывайте: провода, хрупкие и бьющиеся предметы, розетки.
  2. Не прекращайте регулярные двигательные упражнения, занимайтесь массажем. Дополняйте комплекс новыми движениями, постепенно усложняя детскую зарядку.
  3. Специалисты не советуют использовать популярное ныне приспособление – ходунки, которые не совсем безопасны для неокрепшего младенческого позвоночника.
  4. Чтобы облегчить себе стирку, постарайтесь приучить ребенка кушать с слюнявчиком (нагрудником). Обязательно объясняйте это решение, попутно приучая мыть ручки перед едой. Тем самым вы формируете полезную привычку.
  5. Активное речевое развитие предполагает чтение стихов, сказок, рассматриванием ярких реалистичных картинок. Общайтесь с грудничком ласково и доброжелательно, однако не забывайте знакомить егозу со словами «нельзя» и «нет».

Игры для детей от полугода до девяти месяцев

С игрушками подросшее чадо необходимо знакомить, показывать, для чего они нужны: мяч катится, волчок крутится. Не покупайте игрушки «на вырост», иначе кроха просто не поймет, что с ними делать. Ребенку обязательно понравятся:

  • музыкальный центр, способствующий развитию фонематического слуха. Такой подарок понравится младенцу, поскольку он сможет услышать голоса животных, звуки инструментов, нажимая на кнопочки;
  • детские музыкальные инструменты, которые предназначены для совершенствования слухового восприятия, воспитания любви к искусству. Это могут быть дудочки, барабаны, ксилофоны;
  • самые первые книги – тканевые, пластиковые, резиновые. Они помогут в развитии мелкой моторики, речевых навыков, интереса к чтению и получению знаний;
  • игрушки для ванной, которые привьют любовь к купанию и заплывам, поспособствуют в развитии двигательных умений и познавательных способностей.

От девяти до 12 месяцев

В этом триместре малыши особенно активно развиваются в физическом и речевом плане. Дети пытаются самостоятельно ходить, любят общаться, правда, не всегда даже родители понимают, о чем они говорят.

  1. Поощряйте каждую детскую попытку подняться на ноги и сделать несколько шажков. Поначалу водите малыша, придерживая за обе руки, а потом лишь за одну. Очень скоро он сделает сам первые шаги.
  2. Читайте крохе стихотворения детских классиков – К. Чуковского и А. Барто. Разыгрывайте сценки и короткие спектакли с помощью пальчиковых куколок, перчаточных игрушек.
  3. Не забывайте, что целенаправленное воспитание ребенка до года бесполезно без личного положительного примера. Демонстрируйте хорошее отношение к другим людям, домашним животным. Хвалите кроху за добрые и щедрые поступки.

Игрушки для детей от девяти месяцев до года

Для вашего любопытного младенца подойдут игрушки, предназначенные для развития интеллектуальных способностей. Обязательно купите малышу:

  • неваляшки, которые ему понравится толкать;
  • пирамидки – с ними годовалый карапуз уже умеет играть, если предварительно показать, как нанизывать кольца;
  • кубики (необязательно мягкие), из которых можно соорудить башню;
  • трехсоставную матрешку для изучения формы и размера предметов;
  • игрушки-каталки, предназначенные для развития согласованности движений и навыков ходьбы;
  • большую куклу для изучения частей тела и лица.

При воспитании детей до годика помните, что самое главное – это не дорогие дидактические игры и пособия, а ваш положительный пример и большая любовь к ребенку. Лишь в этом случае вы поможете вашему чаду перейти к новым свершениям и достижениям.

Источник: https://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/vospitanie-rebenka-do-goda

Ссылка на основную публикацию